Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 26

. Также он писал, что вся полнота религиозной власти находится в руках людей, получивших саудовское образование или зависящих от саудитов финансово.

Время для атаки на официальный ДУМ РТ было выбрано удачно. Нельзя сказать, что критика была полностью безосновательной, но это не шло ни в какое сравнение с тем, что происходило в этот момент в Чечне и Дагестане. Напуганные этим письмом, власти Татарстана уже через три дня вынуждены были выступить в той же «Российской газете». Председатель Государственного совета Татарстана Фарид Мухаметшин сообщил, что сейчас всеми компетентными органами ведется проверка публикаций в прессе и другой информации, связанной с проникновением на территорию республики чуждой идеологии. «Если эта информация подтвердится, – сказал спикер, – я не исключаю возможности запрета подобной деятельности на территории Татарстана. Кроме того, мы обратимся с аналогичным предложением к федеральным властям»10.

Таким образом, всерьез рассматривался вопрос о принятии, аналогичного дагестанскому, Закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности».

После того как ситуация несколько успокоилась, официальный Татарстан начал вести контрпропагандистскую работу. В местной прессе со статьей «О жупеле “ваххабизма” или политической борьбе вокруг ислама» выступила известный исламовед, доктор философских наук, профессор Гульнара Балтанова, заявившая, что «любому мыслящему человеку очевидно, что реальных корней ваххабизма в РТ не существует, так как ислам не оказывает практически никакого влияния на политическую ситуацию в республике».

Говоря о системе религиозного образования, она назвала неудачным опыт президента Ингушетии Руслана Аушева, распорядившегося отозвать лицензии у учебных заведений, финансируемых иностранными государствами или организациями. «Так что сам по себе отказ от иностранной помощи не решит проблемы, а только усугубит ее».

«То же самое следует сказать и о втором канале влияния “ваххабизма” – об обучении нашей молодежи за рубежом. Эта практика неизбежна, и отказываться от нее не стоит, другое дело, что и в этом вопросе нужна продуманная политика. В мире ислама существует немало исламских университетов умеренного толка, где дается основательное, широкое образование. Но, разумеется, параллельно необходимо развивать свою, отечественную систему подготовки специалистов»11.

Таким образом, эта тема сошла на нет, в том числе несмотря на неоднократные заявления и выступления первого заместителя муфтия Валиуллы Якупова о «ваххабитском холдинге» в Татар-стане. Снова эта тема стала усиленно раскручиваться с переездом в Казань в 2007 г. «эксперта-исламоведа», корреспондента агентства «Росбалт» Яны Амелиной и активизации выпускника местного истфака Раиса Сулейманова, объединивших усилия под крышей местного Центра региональных и этнорелигиозных исследований при Казанском университете. Была многократно развита и расширена концепция Валиуллы Якупова о «ваххабитском холдинге» в Татарстане, прозвучали прогнозы о неминуемых терактах в Татарстане.

Страница 26