Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2014

1

Международная конференция «Россия в мире силы XX века» (30.11.2012–02.12.2012).

2

См.: Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. – М., 2004.

3

Тлеуж А.Х. Конструирование российской коллективной идентичности: Социально-философский анализ: автореф. дис. … д. ф. н.: 09.00.11. – Ростов н/Д., 2011. – С. 20.

4

Миненков Г.Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: В 2 т. – М., 2012. – Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / Отв. ред. И.С. Семененко. – С. 23.

5

Понеделков А.В., Старостин А.М. Феномен идентичности региональных элит: Российская версия // Демократия. Власть. Элиты: Демократия vs элитократия: Сб. ст. / Под ред. Я.А. Пляйса. – М., 2010. – С. 159.

6

Верховский А., Паин Э. Цивилизационный национализм: Российская версия «особого пути» // Идеология «особого пути» в России и Германии: Истоки, содержание, последствия: Сб. ст. / Под ред. Э.А. Паина. – М., 2010. – С. 200.

7

Каспэ С.И. Политическая теология и nation-building: Общие положения, российский случай. – М., 2012. – С. 102.

8

Каспэ С.И. Указ. соч. – С. 163.

9

Каспэ С.И. Указ. соч. – С. 149.

10

Там же. – С. 151.

11

Там же.

12

Там же. – С. 162–163.

13

Верховский А., Паин Э. Указ. соч. – С. 206.

14

Черепанов М.С. Мусульманское сообщество в политическом поле региона: Структурно-генетический анализ стратегий активистов: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. – Тюмень, 2010. – С. 3.

15

Бурдьё П. Социальное пространство и генезис классов // Бурдьё П. Социология политики. – М., 1993. – С. 55–59.

16

В литературе понятие «российские (русские) мусульмане» часто трактуется как некий социум, который не тождественен исповеданию ислама, а шире: мусульмане – это народ со своей религией (Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. – лето 1918 г.). – М., 2004. – С. 5).

17

Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Русские мусульмане в поле российской идентичности // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 7. – М., 2008. – С. 289.

18

В Коране говорится о существовании универсального сообщества мусульман, которое разделено на народы и племена, чтобы мусульмане «узнавали друг друга» (Коран: 49; 13).

19

Арабское слово «умма», содержащееся в мусульманских сакральных текстах, их толкователями переводится как теснейшее братство мужчин и женщин, объединенных узами духовного родства и высочайшим служением Богу.

20

Магомедов А. Ислам и политика на полумусульманском евразийском пограничье // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход / Под ред. Кимитака Мацузато. – М., 2007. – С. 195.

21

Ислам – религия коренных россиян» [Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин об уникальном положении мусульман в России] // Коммерсант. 2011. 18 февраля.

22

Курбан-байрам. Трансляция из Уфимской Соборной мечети // Первый канал. 2008. 8 дек.

23

«Ислам – религия коренных россиян» [Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин об уникальном положении мусульман в России] // Коммерсант. 2011. 18 февраля.

24

Ахметов С. Традиционный ислам нуждается в деполитизации // Звезда Поволжья – Казань, 2013. – 25 января.

25

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 2012 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/news/17118

26

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 2012 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/news/17118

27

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество» // Ислам Минбаре / Официальный печатный орган ДУМЕР – Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре». 2013. № 6–7.

28

В России 74% православных и 7% мусульман // Левада-центр: сайт. 2012. 17 декабря. URL: http://www.levada.ru/print/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman.

29

Черепанов М.С. Указ. соч. – С. 12.

30

Галлямов Р.Р., Сакаев И.Н. Тенденции взаимодействия государственной власти и региональных businessэлит // Политэкс. – 2010. – № 3. – С. 72.

31

Количество мусульман в Московском регионе возрастает, свидетельствуют данные переписи населения. 2012. 13 апреля. URL: http://www.dumrf.ru/ dumer/event/3150

32

Макаров А. Что стоит за цифрами статистики? // Ислам в Российской Федерации: сайт. 2012. 5 мая. URL: http://islamrf.ru/news/point-of-view/analytics/21946

33

Использование в социологических исследованиях «праздничной статистики» для описания состояния религиозных общин разных конфессий и оценки численности религиозного актива верующих одинаково допустимо и в исламе, где имеются праздничные намазы на Ураза-байрам и Курбан-байрам, и в православии, в котором приняты праздничные богослужения по случаю Пасхи и Рождества Христова. Однако, оперируя официальной статистикой правоохранительных органов, следует учитывать, что она, как правило, может существенно отличаться в меньшую сторону от тех данных, которые в связи с теми же мероприятиями приводятся центральными религиозными организациями.

34

В Москве в праздновании Курбан-байрама приняли участие более 170 тыс. человек // Газета.ру. URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/11/06/n_ 2084270.shtml

35

Более 200 тыс. человек примут участие в праздновании Ураза-байрам в Москве – сообщает Совет муфтиев России. URL: http://www.echomsk.spb.ru/news/ obschestvo/bolee-200-tysyach-chelovek.html

36

Более 170 тыс. человек приняли участие в праздничном мероприятии Ураза-байрам в Москве // ИТАР-ТАСС. 2012. 19 августа. URL: http://www.itar-tass.com/c1/499397.html

37

URL: http://petrovka38.ru/news/40932

38

Совет муфтиев России: В Москве Ураза-байрам отпраздновали не менее 180 тыс. человек // Кавказский узел. 2013. 9 августа. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/228318

39

В Москве празднование Ураза-байрама прошло без происшествий – полиция // ИТАР-ТАСС. 2012. 8 августа. URL: http://www.itar-tass.com/c15/ 834075.html

40

URL: http://petrovka38.ru/news/45669

41

Макаров А. Указ. соч.

42

URL: http://petrovka38.ru/news/30461

43

URL: http://petrovka38.ru/news/30302

44

URL: http://petrovka38.ru/news/37772

45

URL: http://petrovka38.ru/news/29921

46

Почти 72 тыс. человек отметили Ураза-байрам в Петербурге // РИА-Новости: сайт. 2013. 8 августа. URL:http://ria.ru/spb/20130808/955082749.html

47

Торжественная проповедь в Ростовской мечети собрала на Ураза-байрам около 10 тыс. верующих // Южный регион: сайт. 2013. 8 августа. URL: http:// www.yugregion.ru/society/news/58580.html

48

Более 15 тыс. верующих приняли участие в праздничном намазе в Нижнем Новгороде // Ислам в Российской Федерации: сайт. 2013. 9 августа. URL: http://islarnrf.ru/news/rusnews/russia/2866

49

«Не волнуйтесь, жертв в этот раз не будет». Десятки тысяч мусульман вышли на улицы Екатеринбурга во имя Аллаха милостивого и милосердного // Ура-Ru: сайт. 2013. 8 августа. URL: http://www.ura.ru/content/svrd/08-08-2013/ news/1052163102.html

50

Ураза-байрам в Новосибирске отмечают более 10 тыс. мусульман // РИА-Новости: сайт. 2013. 8 августа. URL: http://ria.ru/nsk/20130808/955017933. html

51

Более 15 тыс. мусульман собралось в Соборной мечети Красноярска на празднование Ураза-байрама // Ислам в Сибири: официальный сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края. 2013. 8 августа. URL: http:// www.islamsib.ru/news/740-bolee-15-tysyach-musulman-sobralos-v-sobornoj-mecheti-krasnoyarska-na-prazdnovanie-uraza-bajrama

52

15 тыс. мусульман поучаствовали в праздновании Ураза-байрама в Хабаровске // Сайт мусульман Дальнего Востока. 2013. 9 августа. URL:http://www. alfurkan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=835:15-tysyach-musul-man-pouchastvovali-v-prazdnovanii-uraza-bajrama-v-xabarovske&catid=29:khab& Itemid=63

53

Макаров А. Указ. соч.

54

Протоиерей Всеволод Чаплин. Общество: Светское или религиозное? // Интерфакс-религия: сайт. 2012. 2 мая. URL: http://www.interfax-religion.ru/kaz/? act=analysis&div=177

55

Там же.

56

Выступление председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Расширенное отчетное заседание Президиума и Аппарата ДУМЕР // Мусульмане России: сайт. 2012. 1 марта. URL: http://dumrf.ru/dumer/speeches/2714

57

Мацузато К. Дискурсы и поведение мусульманских деятелей Волго-Уральского региона. Влияние региональных образов самовосприятия и стратегии областных администраций // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход. – М., 2007. – С. 156.

58

Термин «воображаемое сообщество» (imagined community), примененный Б. Андерсоном для описания национальных сообществ, имеет инструментальную ценность для описания религиозного и политического сообщества. «Оно воображенное», поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности. (Андерсон Б. Воображаемые сообщества. – М., 2001. – С. 21.)

59

Ходжаева Е., Шумилова Е. «Кто такой верующий?»: Повседневные типизации своих и чужих в православном и мусульманском дискурсах (на примере Казани) // Конфессия, империя, нация: Религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства. – М., 2012. – С. 345.

60

Минниханов Р.Н. Приветствие Президента Республики Татарстан по случаю Дня официального принятия Ислама Волжской Булгарией // Президент Республики Татарстан: официальный сайт. 2012. 20 мая. URL: http://president. tatarstan.ru/news/view/113273?highlight=ислам

61

Данилова Г. Индустрия дозволенного [Символике «халяль» доверяют как знаку качества продукции] // Российская газета. – 2009. – 3 ноября.

62

The Muslim 500: The 500 Most Influential Muslims, 2009. URL: http://the-muslim500.com/download

63

The Muslim 500: The 500 Most Influential Muslims, 2009. URL: http://the-muslim500.com/download

64

The Muslim 500: The World's 500 Most Influential Muslims, 2012. URL: http://themuslim500.com/download

65

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. – Казань: Линова-Медиа, 2012. – С. 7.

66

Минвалеев А., Вильданова Э. Рустам Минниханов: «Западный капитализм не раз переживал ломку ценностей» // Бизнес Online. 2012. 17 мая. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/59662

67

Минниханов: Татарстан может стать центром исламских финансов РФ // Ислам News: сайт. 2012. 17 мая. URL: http://www.islamnews.ru/news-138826.html

68

«Отрицать проникновение религиозного фундаментализма в республику уже нельзя»: Интервью с и.о. муфтия Татарстана Ильдусом Файзовым // ИА REGNUM. 2.02.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1372865.html

69

Из личной беседы с автором.

70

Салман Ф. Ваххабизм – не просто зло, это смертоносное зло // Российская газета. 25.09.1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/anons/ arc_1999/0925/2222.htm

71

Шагавиев Д.А. Путь с Иманом (1991–1994) // «Общественно-политическая жизнь Татарстана в условиях социокультурного и конфессионального плюрализма»: Материалы научно-практ. конф. – Казань: Центр исламской культуры «Иман», 2006. – С. 72.

72

Якупов В.М. Центр «Иман»: 20 лет служения умме (сборник материалов и документов). – Казань: «Иман», 2010. – С. 125.

73

Агишина Г. Миссия в Казани // Известия Татарстана. – № 39. – 1992. – 26 февраля.

74

Шохин А. Влияние внешних факторов на распространение в России исламского фундаментализма // Ислам в России и странах СНГ: Сборник материалов конференции. – СПб., 2008. – С. 487–495.

75

Борисов В. Радикальный исламизм на территории Российской Федерации // Социальные функции религии и современное общество: Сборник материалов конференции. – М., 2009. – С. 310–319.

76

Борисов В. Радикальный исламизм на территории Российской Федерации // Социальные функции религии и современное общество: Сборник материалов конференции. – М., 2009. – С. 310–319.

Страница notes