Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2014 - стр. 32

.

Известный татарский богослов Фарид Салман вспоминал, что в бытность его работы во главе отдела международных связей Казанского мухтасибата в начале 1990-х годов, когда начались первые визиты арабских эмиссаров, ему часто в качестве переводчика приходилось бывать рядом с ними. Тогда они недвусмысленно предлагали ему сотрудничество со своей стороны. В 1991 г. приехавшие из университета им. Абд аль-Ваххаба в Эр-Рияде преподаватели убеждали его начать содействовать им в приобщении татар к «чистому исламу»69. Сам Салман тогда от подобных предложений отказался, впоследствии неоднократно поднимал тревогу по этому поводу; он один из немногих, кто еще в 1990-е годы разглядел, куда ведет такое «сотрудничество» мусульманскую умму70. Увы, далеко не все были столь принципиальными противниками «помощи» от зарубежных единоверцев из арабских благотворительных фондов.

Деятельность зарубежных исламских миссионеров сконцентрировалась вначале на организации мусульманских молодежных лагерей. Первый прошел с 27 апреля по 3 мая 1992 г. на территории пионерского лагеря «Солнечный» под Казанью под опекой саудовской благотворительной организации «Тайба». В качестве лекторов выступали четверо подданных Саудовской Аравии, одним из которых был Махди Ханбали. Весьма любопытны впечатления одного из участников этого лагеря, отражающие настроения татарской молодежи: «Саудовцы казались нам непререкаемыми авторитетами ислама. Мы все думали тогда, что соплеменники и земляки Пророка Мухаммеда были единственным источником настоящего и чистого ислама»71. Арабы также участвовали в организации культурных вечеров, которые пользовались огромной популярностью. Открытый в том же году московский филиал Международной ассамблеи мусульманской молодежи (WAMY), возглавляемый подданным Саудовской Аравии Али ал-Амуди, организовывал курсы проповедников ислама в Москве и Казани, куда охотно приглашалась татарская молодежь. Наряду с этим практиковались поездки по районам Татарстана, где арабские проповедники выступали с лекциями перед мусульманской молодежью. К примеру, 14–27 декабря 1992 г. с «благотворительным караваном» по республике разъезжал Усман Ахмед Хасан Али, гражданин Судана72.

Открытые лекции арабских миссионеров проводились не только в мечетях или для участников молодежных лагерей. Нередко для этого использовались целые концертные залы. К примеру, в феврале 1992 г. в культурно-спортивном комплексе «Уникс» Казанского университета выступали перед пришедшими татарами заместитель министра вакуфов Иордании Валид Шукри Сапсуг, представитель Всемирной исламской организации помощи («Saar Foundation») Али Иссам Салех из Иордании и член президентского (дудаевского) совета Чеченской Республики Иса Умаров. Салех рассказал о деятельности этой организации, отметив, что в Москве, где уже действовал ее офис, взято под ее покровительство 125 татар («Saar Foundation» оказывала помимо «просветительской» работы, еще и медицинскую и материальную поддержку). Весьма характерно, что в репортаже об этом мероприятии татарская журналистка отметила: «Визит миссионеров стал еще одним доказательством возрастающего интереса мусульманских стран к Татарстану»

Страница 32