Россия и мусульманский мир № 5 / 2015 - стр. 15
Стало быть, при всех цивилизационных различиях формулы «всё в одном» возможно выявление в них общего смысла. Нужно выявить пути определения общего смысла и тогда гносеологическая «бомба» может быть нейтрализована. Методологически этот вопрос решается с позиций теории отражения. Если адекватно видеть существующую реальность, то тогда станет доступной общность истины. Это значит, что действительно универсальной истиной является то одно, которое присутствует во всех эмпирически данных проявлениях истины.
Очевидно, однако, что если формула «всё в одном» относится к философской истине, то следует признать, что не всё в ней поддается эмпирической верификации. Значит, в ней присутствует элемент веры. Значит ли это, что ее следует исключить из сферы истинного знания? Если так, то ее следует включить в число заблуждений.
Найти подходы к решению этой фундаментальной проблемы попытался Дуглас Эдвардс, сотрудник Школы философии университетского колледжа в Дублине (Ирландия)30. Дуглас Эдвардс двинулся по пути разделения компетенций различных форм истины.
Он отмечает, что группа теорий, которые получили наименование «репрезентационные теории истины», пользуется поддержкой, обязанной исходной правдоподобности идеи, согласно которой истинными суждениями являются те, которые опираются на адекватное представление о состоянии реального физического мира. Они становятся центральными для когнитивных наук, которые ставят целью понять, как люди реагируют на свое окружение. Однако можно ли с уверенностью утверждать, что истинными цивилизационными суждениями являются лишь те, которые адекватно представляют состояние физически реального мира? Как в этом случае следует определять истину цивилизационного восхождения, включающую в себя истину нравственных принципов? Ведь истина нравственного совершенствования допускает в качестве истинного морального состояния такое, которого пока еще не существует в действительности, но которое должно возникнуть.
Дуглас Эдвардс склоняется к тому, что репрезентативные теории идентифицируют истину с нормальным, естественным достоянием, обладающим своего рода правовой законностью, и поэтому ее не следует подвергать ревизии, а напротив, рассматривать в глобальном смысле: глобальная истина является репрезентационной.
Эдвардс ссылается на Дэвида Льюса, согласно которому любой класс знания вещей, даже самых неожиданных, является естественным достоянием. Тем самым мы получаем круг знаний как полноту достояния.
В этой полноте знания существуют различия, позволяющие выделять