Россия и мусульманский мир № 5 / 2015 - стр. 14
Аналогичные следствия порождает и культ этноса. Представление об этической исключительности, сведéние ценностных оснований жизни человечества к интересам одного этноса, одной расы, одного цивилизационного образования, в конечном счете, превращаются в гносеологическую бомбу, способную взорвать мир.
Корни персональных и этнических культов уходят в историческое прошлое. Эти культы не имели в отдаленные времена столь разрушительных последствий. Однако имплицитно они несли в себе потенцию цивилизационной катастрофы. Как культ Фюрера, так и культ этноса сопровождаются приписыванием себе нереальных качеств и способностей. Таким образом, за истину выдается неистинное.
Осознание своей цивилизационной исключительности затрагивало толкование сакральных текстов.
Характерна в этом отношении трактовка Священного Писания в «Симфонии по творениям святителя Василия Великого». Освобождение от лжеумствования в нравственной сфере связывается с противодействием законодателя греховной жизни иных народов. «Законодатель, по-видимому, объемлет не все роды грехов, но запрещает собственно грехи египтян, откуда Израиль вышел, и грехи хананеев, к которым переселялся»28.
Духовная исключительность затрудняет ви́дение общности механизмов нравственного формирования и социализации личности, заключенной во внешних различиях правил и представлений. Как светская, государственная, так и религиозная, церковная иерархия порождают иллюзорное видение верховного правителя, его сущности. Известна формула короля-Солнца, верховного правителя Франции: «Государство – это Я».
Возвращение формулы «всё в одном» к своему истинному содержанию требует ее постоянной коррекции посредством эмпирических сопоставлений.
Так, в «Симфонии по творениям святителя Василия Великого» мужьям рекомендуется любить своих жен. «Если кто желает брака по закону, то открыта для него целая Вселенная»29. Эта позиция в своей сущности совпадает с тем, что говорит буддийский монах о кармическом соответствии невесты и жениха. В реальности существует специфическое явление единства истины в многообразии ее форм. Ритуалы при рождении человека и достижении зрелости, профессиональной квалификации, награждении верности служения своему народу, военных подвигов во имя Отечества и свободы – при всём цивилизационном многообразии гимнов и флагов несут общий смысл, который и является внутренней истиной ритуальных форм поведения.