Россия и мусульманский мир № 5 / 2014 - стр. 34
Иными словами, в национальных окраинах российского общества, особенно в Дагестане, распад СССР спровоцировал стремительную активизацию процессов, которые ранее находились в тени советской модернизации. Произошло разрушение политических и социальных структур советского типа и выдвижение на первое место неформальных отношений традиционных институтов48. Как отмечает эксперт Центра «Вектор-Юг» В. Крупнов, клановые и клиентельные отношения начали складываться вокруг этнического основания и корреспондироваться с теми элементами этнических культур, которые, несмотря на период социалистического модернизма, не изжили себя49.
Республика Дагестан – уникальный регион Российской Федерации по своей истории, самобытной культуре, полиэтничности, природно-климатическим условиям, демографическому потенциалу и т.д. В Дагестане нет «титульной национальности», к числу «коренных» относятся: аварцы – 29,4% населения республики, даргинцы – 16,5, кумыки – 14,2, лезгины – 13,1, лакцы – 5,4, табасаранцы – 4,3, ногайцы – 1,5, рутульцы – 0,9, цахуры – 0,3%. Кроме того, в Дагестане живут русские – 4,7%, азербайджанцы – 4,3, чеченцы – 3,4, таты – 0,1, татары – 0,2, прочие – 0,4%50.
Этнополитическая особенность РД заключается в том, что дагестанские этносы являются «субъектами права». В предыдущей Конституции РД был закреплен правовой статус этносов на представительство в органах власти51. С приведением Конституции РД в соответствие с федеральным законодательством это положение было исключено. Однако в Законе «О выборах депутатов Народного собрания Республики Дагестан»52 предусмотрено представительство народов через региональные группы.
Этничность выступает как важный политический фактор в процессе становления дагестанской политической элиты. Для Дагестана является характерным «этнический баланс» среди руководителей министерств, крупных предприятий, федеральных органов исполнительной власти. Данная система назначений противоречит нормам российского законодательства, но позволяет сохранять хрупкий гражданский мир в Дагестане.
Система этнического квотирования опасна тем, что укрепляет националистические тенденции у политической элиты в дагестанском обществе. И как показывают недавние события, этничность используется представителями элиты как беспроигрышная карта в отстаивании своих интересов. В начале 90-х годов лидеры национальных общественно-политических движений («Народный фронт имени Шамиля», «Садвал», «Тенглик», «Бирлик») выступали за разделение Дагестана на самостоятельные государства. Проблема суверенитета привела к росту национального самосознания, так как национальные движения отстаивали территориальное разделение и этническую независимость.