Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 5 / 2014 - стр. 31

Уровень терпимости мусульман региона к представителям других верований, в частности к православным, нашел отражение в ответах на вопрос анкеты (2011): «Насколько Вы доверяете православным?» Полностью доверяют 20,1% башкир и 27,6% татар, скорее доверяют 55,0% башкир и 59,0% татар. Достоверность приведенных данных можно перепроверить, сопоставляя с ответами на сходный по смыслу вопрос: «Насколько близко Вы чувствуете себя с православными?» Среди опрошенных мусульман близость с православными чувствуют 60,4% башкир и 60,0% татар, а ответ «очень близко» дали 11,1% башкир и 11,4% татар.

О высоком уровне близости и доверия мусульман региона к православным можно судить по параллельным показателям доверия и близости к единоверцам. Высоко оценили свою близость к представителям исламской традиции 59,0% респондентов-башкир и 61,2% респондентов-татар, а 19,0% башкир и 18,2% татар ответили: «Очень близко». Высокий порог терпимости опрошенных мусульман к людям православной веры подтверждают и ответы на вопрос анкеты: «Ваша реакция, если бы кто-то из Ваших родных или близких людей перешел / собрался перейти из ислама в православие?» Более половины респондентов (55,8% башкир и 64,4% татар) считают, что «это его личное дело»; 23,0% башкир и 11,1% татар охарактеризовали подобный шаг как «плохой поступок», но не стали бы препятствовать смене веры, а 15,2% башкир и 13,0% татар попытались бы разобраться в причинах поступка. Более того, 29,5% назвавших себя мусульманами (в том числе 23,4% башкир и 36,4% татар) отмечают христианские праздники – Пасху и Рождество; 2,5% из них (в том числе 2,2% башкир и 2,9% татар) соблюдают православные посты; а некоторые – 2,1% респондентов-мусульман (в том числе 1,9% башкир и 2,4% татар) даже крестили своих детей.

Приведенные выше результаты социологического опроса иллюстрируют не только высокий уровень терпимости мусульман республики к людям другой религиозной культуры, но и отражают процесс секуляризации, который подчинил своим законам не только внешнюю сторону жизни индивида, но и его мировоззренческие установки. Так, по данным опроса (2011), менее половины респондентов-мусульман (в том числе 44,9% башкир и 45,5% татар) ощущают единство с людьми своего вероисповедания.

О присущей современному человеку асимметрии репрезентативности культур светского и религиозного типа в пользу первого свидетельствует и опубликованная в периодической печати информация Министерства образования РБ. Как известно, 1 сентября 2012 г. для всех школьников четвертых классов страны вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». По сути, это шесть самостоятельных предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». По заявлению замминистра образования РБ В. Аристархова, проведенный опрос родителей третьеклассников показал, что подавляющее большинство (72,4%) выбрали для своих детей «общий предмет» – «Основы светской этики». «Историю мировых религий» в 2012/13 уч. г. будут изучать 22,2% четвероклассников, «Основы исламской культуры» – 3,6%, «Основы православной культуры» – 1,8% («МК» в Башкортостане, 20–27 июня 2012 г.).

Страница 31