Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 5 / 2014 - стр. 28

. По данным опроса ИСПиПИ РБ (2011), 17% респондентов-мусульманок регулярно посещают мечеть. В том числе 6,4% не менее одного раза в неделю, а 9,9% – один-два раза в неделю. Женщин, которые посещают мечеть несколько раз в год, гораздо больше – 37,6% утвердительных ответов, и 24,1% опрошенных женщин посещали мечеть в течение последнего года по семейным событиям (свадьба, похороны).

О том, что основная масса современных мусульман республики относит себя к национально-традиционному исламу, свидетельствуют ответы на вопрос анкеты (ИСПиПИ РБ, 2011): «Насколько Вы доверяете мусульманским организациям (ДУМ, мечетям, имамам)?»; 26,8% респондентов, считающих себя мусульманами, полностью доверяют, а 49,3% – скорее доверяют; в том числе мусульманскому духовенству полностью доверяют 27,5% башкир и 26,8% татар, скорее доверяют – 50,2% башкир и 46,9% татар. Салафиты же, не признающие в принципе светского государства (тем более с преобладающим христианским населением), резко отрицательно относятся к служителям исламского культа в России, которые пользуются поддержкой государства43.

Результаты опроса 2007–2008 гг. (грант РГНФ) позволяют утверждать, что в религиозной практике современных мусульман региона сохранилось влияние суфийской формы бытования ислама. Об этом можно судить, в частности, по следующим ответам: 25,9% респондентов-мусульман (в том числе 27,9% башкир и 22,2% татар) празднуют Маулюд – день рождения Пророка Мухаммеда. Салафиты относят этот праздник к области «бида» – запрещенных нововведений. Довольно значительная часть опрошенных (25,0%, в том числе 25,8% башкир и 24,2% татар) знакома с важной характеристикой суфийской мистической практики – зикром. 26,3% респондентов, в том числе 37,1% опрошенных башкир, знают о могилах мусульманских святых (эулиэ кэбере), а 16,4% респондентов-башкир и 6,2% респондентов-татар сами посещали могилы святых. Этот ритуал особенно популярен среди зауральских башкир. Как правило, могилы святых расположены на территории районов с преимущественно башкирским населением (Баймакский, Хайбуллинский, Учалинский, Зианчуринский, Кугарчинский, Ишимбайский, Салаватский, Абзелиловский, Бурзянский районы РБ)44. Вместе с тем на территории Башкортостана больше не практикуют суфийские шейхи, ишаны, не встречаются дервиши, которых можно было увидеть еще в 1950–1960-х годах. Только один из 38 опрошенных уфимским социологом Р. Галлямовым в 2003–2004 гг. служителей исламского культа на территории республики заявил о себе как о приверженце суфийского учения, сообщив, что периодически выезжает к своему

Страница 28