Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 5 / 2014 - стр. 23

. Согласно полевым исследованиям уфимского социолога Р. Галлямова, современные мусульманские общины Волго-Уральского региона находятся в плачевном финансовом состоянии. Многие молодые выпускники медресе не работают по избранной специальности, поскольку она не обеспечивает им достаточных для жизни средств. Если дореволюционные общины верующих сами содержали мечети и имамов, отмечает исследователь, то современные этого делать не в состоянии из-за малочисленности верующих30.

Однако дело, как представляется, не в отсутствии верующих. Как будет показано далее, относительно много верующих проживает, в частности, на территории Республики Башкортостан. Дело в той общей тенденции индивидуализации религии, которой подчинены не только постсоветские общества, но и весь мир. Вера ныне относится, подчеркивают французские исламоведы С. Пейруз и М. Ларуэль, к личному убеждению, а не к социальной заданности; ислам секуляризовался, он теперь личное дело каждого, а не общее кредо. Атеизм советского периода был лишь одной из возможных версий секуляризации, развивающейся во всем мире31. В социально-экономических и общественно-политических реалиях постсоветской России можно говорить лишь об активизации процесса секуляризации.

Вместе с тем на современном этапе развития российского общества, несомненно, сохраняется такая константа, как религиозная, в том числе мусульманская, идентичность. О наличии у современных мусульман Башкортостана исламской идентичности можно судить по уровню их религиозной культуры, при определении которого в регионах базовым концептом является положение об асимметрии репрезентативности культур светского и религиозного типов в социальном пространстве. В современном обществе асимметрия выражена в преобладании светской культуры, которая присутствует в сознании человека как первичное всеобъемлющее выражение социального знания. Современный человек остается светским по своему социокультурному базису. В свою очередь, религиозная культура выступает в качестве «социокультурной переменной» и формируется вследствие осознанного волевого личностного выбора в более или менее зрелом возрасте.

Определить точное количество мусульман в современном Башкортостане невозможно вследствие отсутствия данных о религиозности населения в последних Всероссийских переписях (2002, 2010). Однако в переписных материалах нашел полное отражение этнический состав населения страны. Исходя из того что религиозным предпочтением башкир и татар республики является ислам, можно определить верхнюю планку количества приверженцев мусульманской веры на территории Башкортостана. Так, согласно материалам переписи 2010 г., здесь проживали 1 172 287 башкир (29,5% от всей численности населения республики) и 1 120 702 татар (25,4% от всего населения республики)

Страница 23