Россия и мусульманский мир № 5 / 2013 - стр. 23
24 августа 2010 г. Координационный совет балкарских общественных организаций принял решение созвать съезд для решения вопроса о самоопределении балкарского народа. 27 ноября 2010 г. прошел очередной съезд балкарского народа, в резолюции которого было отмечено, что Совету старейшин балкарского народа совместно с другими организациями и объединениями, отстаивающими законные интересы балкарского народа, поручается сконцентрировать все силы и возможности для достижения реального самоопределения балкарского народа в составе РФ. «Уведомить при этом представителей соседних народов и этносов, что балкарский народ не предъявляет ни к кому из них каких-либо претензий, а возможные споры и недопонимание могут успешно решаться согласительными процедурами».
Таким образом, в ходе противостояния власти и этноэлит, как одного из механизмов этнополитического раскола в КБР, национальные движения КБ взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что явилось фактором этнополитического раскола в республике. Поскольку этноориентированными объединениями «титульных народов» были предприняты попытки реализовать национальные интересы радикальными мерами, был запущен следующий механизм этнополитического раскола в КБР, проявившийся в их выступлении друг против друга. Сегодня в этнополитической жизни современной КБР протекают сложные, конфликтные процессы, требующие пристального внимания, глубокого анализа и адекватных мер. Властные структуры КБ должны демонстрировать убежденность в том, что целостность и единство республики важнее этнических предпочтений. Руководство и национальные идеологи КБ должны учиться слышать и понимать друг друга, нести ответственность за все принимаемые решения и методы их реализации.
«Научная мысль Кавказа», Ростов н/Д., 2012 г., № 2, с. 104–108.
Светское и конфессиональное в современном дагестанском обществе
Муслимат Габибова, политолог (РЦЭИ ДНЦ РАН)
Светский характер – один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства. В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). А.Е. Постников пишет, что «Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной». В ст. 17 Конституции РД также указывается, что Республика Дагестан является светским государством. Нa наш взгляд, наиболее полное и точное определение понятия «светского государства» дают В.А. Терехин и А.Ф. Мещерякова: «Светское государство – это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества».