Россия и мусульманский мир № 5 / 2013 - стр. 26
По мнению К.М. Ханбабаева, религии, имея мощный интегральный потенциал, могли бы более активно выступать за укрепление политической, экономической и общественной стабильности на Северном Кавказе. Для консолидации народов региона, построения демократического, гражданского общества следует шире использовать гуманистический потенциал религий. Религиозные организации, функционирующие на Северном Кавказе, должны действовать в рамках существующего федерального и местного законодательства. Для укрепления этноконфессиональной стабильности в регионе, как мы полагаем, государственным органам, общественным и религиозным организациям Северного Кавказа необходимо выработать комплексную программу мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности как основы межэтнического и межрелигиозного общения и согласия, сохранения и укрепления этноконфессионального пространства Северного Кавказа, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства региона.
В 2010–2011 гг. нами проведен социологический опрос для выявления уровня религиозности в Республике Дагестан. Респондентам был задан вопрос: «Ваше отношение к религии». Были получены следующие ответы: из общего числа опрошенных (560 человек) 97,9% отнесли себя к верующим, исповедующим ислам, только 94,1% из них смогли еще и точно указать на направление ислама – суннизм и 1,6% – отметили шиизм. Неверующими назвали себя 1,2%, к атеистам отнесли себя всего 1,0%. По результатам различных социологических исследований наблюдается такая же картина: преобладающее большинство – верующие сунниты. Вопрос: «Ваше отношение к вере»: из общего числа опрошенных (560 человек) верующими считают себя 69,2%. При этом 15,2% относят себя к глубоко верующим, к слабо верующим себя отнесли 6,8, колеблющимся между верой и неверием – 2,5, безразличных было 0,4, неверующих – 0,9, убежденно неверующих (атеисты) – 1,0, не думали над этим вопросом –5,9%.
Если по данным социологических опросов, проведенных в 2005 г. К.М. Ханбабаевым, у таких национальностей, как аварцы, даргинцы и кумыки, религиозность была на 22–25% выше, чем у народностей Южного Дагестана, то проведенные нами социологические исследования подтверждают, что сейчас все национальности имеют высокую степень религиозности. Среди этнических групп по религиозности доминируют аварцы – 231%. Для объективности в выборку включили респондентов из Института теологии и международных отношений и Дагестанского исламского университета им. Мухаммеда Арифа, здесь среди респондентов были и духовные лица.