Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 25

. Современный Берлин, например, по оценкам некоторых экспертов, является третьим по численности «турецким» городом после Стамбула и Анкары. В миллионном Брюсселе каждый четвертый житель этнический мусульманин. Пригород Парижа Монтрей, являющийся фактически социально и культурно изолированной территорией, сегодня практически полностью заселен живущими по законам ислама выходцами из Мали и Западной Сахары. Вспомним другой пригород Парижа – Клиши су-Буа, где в 2005 г. из-за неблагополучной социальной обстановки вспыхнули беспорядки и столкновения между населяющей район безработной молодежью и полицией. Угрозы появления подобных парижским этническим гетто в Москве сегодня не наблюдается, но в Подмосковье, где в новых урбанизированных территориях разворачивается бурное строительство дешевого жилья (например, в городе Одинцово), по оценкам экспертов, «диаспорами выкупаются целые этажи и закрываются железной дверью, за которой царят свои правила и порядки»73. (Подобные факты отмечались в 90-е годы, когда из-за военных действий в Чечне состоятельные вайнахи в Москве, например, в ЗАО, район Крылатское, выкупали на этаже все квартиры с целью расселить на одной лестничной площадке всех близких родственников.)

Важным каналом адаптации и интеграции мигрантов может стать деятельность открытого весной 2015 г. многофункционального миграционного центра, созданного в деревне Сахарово в Новой Москве. Сегодня это единственное место в Москве, где наряду со сдачей экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства можно оформить все необходимые трудовым мигрантам документы для легального пребывания в России.

Экстраполируя имеющийся европейский опыт, можно заключить, что проблема «параллельного общества» у нас может обостриться тогда, когда в жизнь вступит поколение детей мигрантов. «Будут ли они российскими гражданами, как они будут себя ощущать и не возникнет ли между ними и коренным населением стена, подобная той, которая уже разделяет европейские общества, – отмечает В.В. Наумкин, – от этого во многом будет зависеть спокойствие наших граждан в ближайшей перспективе. Длительный исторический опыт сосуществования различных этнических и конфессиональных групп в российском обществе позволяет надеяться на благополучный исход. Однако наша неспособность покончить с раковой опухолью агрессивного национализма, особенно в среде молодежи, внушает тревогу…»74

Для того чтобы Москва стала, как отмечают ученые-урбанисты – livable city – «городом удобным для жизни», необходимо наряду с обычными для большого города хозяйственно-экономическими и социальными вопросами отрегулировать проблему нелегальной миграции и – как следствие – избыточного населения, что позволит уровень межнациональных и межконфессиональных отношений привести в соответствие с интересами жителей московского мегаполиса и общей стратегией развития столицы на ближайшие годы. По словам академика Е.М. Примакова, иммиграция должна быть «заключена в жесткие законодательные и исполнительные рамки», чтобы люди, «проработавшие в России, не только оставаясь в нашей стране, но и уезжая на родину, оставались нашими преданными, искренними друзьями»

Страница 25