Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 24
Современная Москва – это огромный мегаполис, мусульманская составляющая которого, по прогнозам ученых, в условиях глобализации будет изменяться в сторону ее количественного роста, а также ее значения в социально-экономических процессах, культурной трансформации городского пространства. Уже сегодня российская столица с учетом быстро развивающихся национальных диаспор из Азербайджана, республик Северного Кавказа, центральноазиатских и других исламских государств (Египет, Сирия, Ливан, Пакистан, Турция) является самым крупным мусульманским городом России, насчитывающим более 3 млн человек, этнически и духовно связанных с исламом70.
Характеризуя современное мусульманское сообщество, можно сказать, что в нем сегодня представлен практически весь этноконфессиональный спектр ислама как мировой религии – от исмаилизма и других шиитских деноминаций до традиционных для России ханафизма и шафиизма в салафитской либо иной версии, а также многообразия действующих полулегально суфийских тарикатов, включая магрибинские или другие экзотические его ответвления. Плюрализм исламского вероучения дает возможность проявить свои индивидуальные предпочтения многим неофитам, которые, стремясь найти свое место в религии Аллаха, позиционируют себя то адептами совершенно нетипичных для мусульманского сообщества России правовых школ маликизма или ханбализма, то мюридами ордена Тиджания или мусульманской эзотерики в духе Рене Генона. По прогнозам ученых, роль мусульман в общественном пространстве столицы, несмотря на вспышки исламофобии и этнической дискриминации, также возникающие (например, в связи с планами строительства новых мечетей) административные барьеры, будет динамично меняться.
Согласно авторам опубликованного в июле 2014 г. доклада Института национальной стратегии (ИСР) «Социальные риски иммиграции», Россия «должна готовиться к резкому увеличению миграции со стороны Средней Азии»71. Отметим, что Москва как динамично растущий многонациональный город в этом смысле не исключение; аналогичные процессы с разной степенью интенсивности и остроты происходят во всех крупных мировых центрах – Нью-Йорке, Берлине, Лондоне и Париже. На улицах этих мегаполисов иммигрантов сегодня можно встретить не меньше, чем коренных жителей. 37% населения Нью-Йорка являются иммигрантами