Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 22
Интерес к исламу и его традициям среди простых москвичей и столичной интеллигенции, сталкивающихся с выходцами из мусульманского Востока (как людьми рабочих профессий, так и дипломированными специалистами) каждый день в разных жизненных ситуациях, имеет все более осмысленный и дифференцированный характер. Это продиктовано часто желанием получить собственное представление о религии и ее последователях, которые в последние годы, находясь под пристальным вниманием СМИ, становятся (пусть даже не прямо, а косвенно) объектом телевизионных репортажей об этнической преступности или аналитических программ Владимира Соловьёва о будущем западной цивилизации и «эндогенном радикализме», присущем, якобы, исламу и представителям мусульманских народов. Среди московской интеллигенции немало этнических русских или украинцев, чей путь к пониманию ислама или принятию его в качестве веры продиктован эволюцией их материалистического либо религиозного (монотеистического) мировоззрения, богоискательством в духе учения о. Александра Меня, развитием экуменических идей Второго Ватиканского собора (1965) и т.д. Слова Велимира Хлебникова из поэмы «Хаджи-Тархан»: «Ах, мусульмане те же русские. И русским может быть ислам…» – дают ключ и частично проясняют корни этого явления. Известный издатель Ю.А. Михайлов, пытаясь соединить ислам и русское культурное и историческое наследие, полагает, что настала «пора понимать ислам», и в своем манифесте признается: «Ислам – религия интеллектуального выбора»64.
Анализируя эту проблему в глобальном общецивилизационном контексте, архиепископ Пражских и Чешских земель Христофор, участвовавший в работе Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» в 2004 г. на о. Родос, охарактеризовал ее таким образом: «Общемировой тенденцией является растущая склонность к исламу»65. В обращении от 14 апреля 2008 г. к 138 крупнейшим мусульманским деятелям планеты Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отметив значительную активизацию доктринального диалога Русской православной церкви с исламом, подчеркнул, что «в современном глобализирующемся мире мы вынуждены больше общаться и совместно строить общественную жизнь», чтобы противостоять напору антирелигиозного сознания и попыткам утвердить «новую мораль», «вступающим в противоречие с нравственными нормами традиционных религий». «Перед лицом этих вызовов, – подчеркнул патриарх, – нам надо быть вместе»66. Заметный общественный резонанс в России и странах СНГ имели прозвучавшие в 2013–2014 гг. проповеди православного священника протоиерея Димитрия Смирнова и его оригинальные комментарии о мусульманах и исламе, в которых он с симпатией говорил о трудящихся мигрантах и их искренней вере в Аллаха. Аудитория просмотров этих проповедей достигла сотен тысяч человек.