Россия и мусульманский мир № 4 / 2014 - стр. 16
Салафитская / ваххабитская форма ислама получает распространение в молодежном сообществе, в котором уживаются самые разные воззрения – от умеренности до радикализма и экстремизма. Пока радикализация ограничивалась рамками салафитских общин, у властных органов не возникало серьезных оснований для принятия каких-либо мер в отношении этих общин. Попустительское отношение к ним до определенного времени со стороны официальных исламских институтов в лице духовных управлений известный исламовед, ректор Российского Исламского университета Р.М. Мухаметшин в первую очередь объясняет тем, «что многие нынешние муфтии свои позиции укрепили за счет “арабских” денег. А с другой стороны, они сами так же далеки от традиционных для мусульман региона исламских ценностей». «Салафизм для них, – считает Мухаметшин, – ассоциируется с религиозными ценностями, которые формировались в полноценном мусульманском обществе и поэтому вполне способны быть формой исламского возрождения в регионе».
Глубокий и вдумчивый социолог Е.А. Ходжаева, исследуя процесс исламизации современной молодежи, приходит к следующему выводу: «В условиях навязанной со стороны СМИ интерпретации сторонников ваххабизма как социальной почвы для радикально-экстремистских идей и терроризма верующая молодежь вынуждена оправдывать себя и свою веру, подчеркивая:
– либо сконструированный характер этого ярлыка, который навешивается на любого мусульманина или мусульманку: “Слова ваххабизм вообще не должно быть. Людей следует разделять на хороших или плохих” (Набережные Челны, 2001 г., жен, 19 л.);
– либо оправдывая верующих, причисляющих себя к этому направлению, при этом дистанцируясь от них: “Ваххабизм – это течение ислама… Это не учение, которое призывает, к… плохому, нечеловеческому. Такое же течение, которое призывает верить в Аллаха, и нет там особой такой плохой стороны, чтобы противоречила той жизни, в которой мы живем. То, что там призывает, это все то, что полезно человеку” (Казань, 2000, жен., 22 г.);
– либо указывая на то, что слово “ваххабизм” стало удобным маркером всех несогласных и экстремистски настроенных групп, которые не имеют ничего общего с “настоящими мусульманами”»25.
P.M. Мухаметшин во время пресс-конференции, организованной электронной газетой «Бизнес онлайн», также говорил о сложности определения идеологической направленности религиозных взглядов современной молодежи: «Когда молодому человеку говорят, что он – салафит, он обижается, потому что таковым себя не считает. Может быть, в каких-то вопросах он придерживается ханафитского мазхаба, но некоторые мировоззренческие аспекты у него сложились под влиянием других учений. Поэтому богословская картина очень пестрая, – они считают себя ханафитами, считают себя правыми. Хотя в каких-то вопросах они совершенно не ханафиты. И в этом заключается основная проблема, которая осложняет работу с ними»