Россия и мусульманский мир № 4 / 2014 - стр. 18
Таким образом, процесс реисламизации татар рубежа XX-XXI вв. имеет достаточно сложный, неоднозначный характер. Возрождение ислама происходит в двух ипостасях: как народной традиции и как мировоззрения. Для первого десятилетия постсоветского периода в большей степени характерен процесс этноконфессионализации, основанный на взаимосвязи и взаимообусловленности этнического и конфессионального в самосознании, нормативных представлениях, праздничной и бытовой культуре народа, восстановлении традиционного для татар мусульманского статуса. Мусульманская идентичность татар тогда чаще имела этноконфессиональный характер, сейчас «мусульманство» татар все более стало наполняться собственно религиозным содержанием.
Гражданская, этническая и региональная идентичность: Вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М., 2013. – С. 119–125.
«Мягкая исламская революция» в современной Адыгее
И. Бабич, главный научный сотрудник (Институт этнологии и антропологии РАН)
24 ноября 2012 г. состоялся очередной съезд мусульман Адыгеи и Краснодарского края в г. Майкопе. Предыдущий съезд проходил 12 ноября 2008 г. Как нам представляется, данный съезд стал «судьбоносным» для будущего возрождения ислама в Адыгее: на съезде произошла смена дальнейшей парадигмы религиозной жизни в республике. На мероприятие были приглашены 225 делегатов, но присутствовали лишь 177 человек (из числа зарегистрированных)29. Информация о съезде, опубликованная в газете Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК), отчасти разнится с той, полученной мною лично во время моего присутствия на съезде30. Согласно газете, присутствовали 176 делегатов из 201 заявленных.
В ходе съезда нынешним муфтием ДУМ Н. Емижем был сделан отчетный доклад. Прежде всего он отметил, что организацией данного мероприятия занимался Оргкомитет во главе с одним из «молодых мусульман» Ибрагимом Шхалаховым31, однако Н. Емиж не принимал в этом участия. Ибрагим Шхалахов (1975 г.
рожд., аул Б. Псеушхо Туапсинского района) в 1993 г. окончил Морское профессиональное техническое училище. В 2007 г. начал работать зам. муфтия в ДУМ РА и КК и имамом Соборной мечети г. Майкопа. Любопытно, что он едва ли не единственный среди тех, кто был отправлен на учебу в исламские институты в Сирию и Саудовскую Аравию, и кто окончил учебное заведение32. В своем докладе Н. Емиж отчитался о деятельности и финансовом состоянии ДУМ РА и КК. Вопросов и замечаний по его работе и работе ДУМ у делегатов не было. Сам Нурби акцентировал внимание на любопытном факте, что многие адыгейцы в последние годы предпочитают идти не в мечеть, а в различные «секты»