Россия и мусульманский мир № 3 / 2017 - стр. 28
Ссылаясь на статью М. Гаркаева «Шейхи не умирают…» в газете «Республика» (она была опубликована не в этой газете, а в «Голосе Чечено-Ингушетии»), который утверждал, что «Кунта-Хаджи начал свою деятельность как проповедник в 1838 г., в разгар Кавказской войны, а в 1841 г. Шамиль потребовал, чтобы Кунта-Хаджи с мюридами явился на шариатский суд… Во время ареста Кунта-Хаджи было более 56 лет»21. Пытаясь подтвердить свою позицию, Р.-Х. Албагачиев приводит копию протокола допроса, учиненного Шамилем Кунта-Хаджи в Ведено, на арабском языке и его перевод на русский язык22. Но в ней отсутствует подтверждение приведенных выше дат.
В статье «Кунта-Хаджи», написанной Дж. Месхидзе, устанавливается следующая дата рождения Кунта-Хаджи – «рубеж XVIII–XIX вв.»23. Однако отсутствует обоснование и этой размытой даты, хотя в статье имеется ссылка на мою работу о Кунта-Хаджи, где приведена вышеотмеченная выписка. В 2000 г. в г. Назрани, когда в Чечне шли военные действия, была проведена конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Кунта-Хаджи. В ходе конференции никем не было доказано, что он родился именно в 1800 г., но тем не менее состоялось представительное юбилейное мероприятие.
Недавно возникла новая версия на основе посемейных списков жителей Ичкеринского округа24, составленных в 1867 г. Авторы этой версии считают, что Кунта-Хаджи родился в 1815 г. Однако обоснование и этой даты сомнительно. Вряд ли в 1867 г. мог быть точно установлен возраст родственников и односельчан Кунта-Хаджи. Ведь эти списки не были составлены на основе метрических данных и были весьма примерными. Кроме того, с большим трудом верится, что полиция, под надзором которой Кунта-Хаджи находился в Устюжно, могла ошибиться на 15–25 лет, определяя его возраст.
Последняя версия даты рождения Кунта-Хаджи, оказывается, была необходима, чтобы провести в 2015 г. торжественные мероприятия. Но ведь 15 лет тому назад в столице Республики Ингушетия г. Магасе уже были проведены юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Кунта-Хаджи. Непонятно, для чего создавать такого рода коллизии?
Для краеведов, историков определение точных дат выдающихся личностей, в том числе религиозных, является частью важной исследовательской задачи. Однако ее решение требует научного подхода, четкого анализа фактов, их сопоставления, минимизации мифологических, фольклорных сюжетов, исключения конъюнктурных соображений.