Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 3 / 2017 - стр. 24

.

В отличие от советского времени, когда государство брало на себя заботу о подрастающем поколении, о реализации молодежной энергии в общественно полезной сфере (стройотряды, молодежные стройки, городки, освоение целины и т.д.), в постсоветской России молодежь оказалась предоставленной самой себе. Тяготы повседневной жизни, массовое обнищание и безработица, недоверие людей к власти, недостатки семейного и школьного воспитания, неблагоприятная обстановка в семьях создали у молодежи социально-психологический дискомфорт. В этих условиях «заботу» об этих людях в Дагестане взяли на себя некоторые радикальные религиозные, этнические движения, криминальные структуры, которые очень просто и доходчиво объясняют молодежи, что во всех их бедах виновны отступники от истинной веры, другие национальности, коррумпированная пророссийская власть, мигранты и т.д. Принятые в среде организованной преступности социокультурные ориентиры приобретают для молодежи понятные формы5.

По нашему мнению, решение проблем привития подрастающим поколениям социально-культурных качеств невозможно, без возрождения традиционно народных, организационно-педагогических методов обучения и воспитания.

Возрождение традиционной культуры воспитания и обучения напрямую связано с возрождением национальной культуры. Признание, уважительное отношение к другим народам, их культуре, истории, правам, интересам, традициям, осознание принадлежности к общероссийской нации, общему государству, которое является результатом многовековой совместной борьбы различных народов против иноземных захватчиков за независимость и процветание. Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешает незнание культур, традиций других народов, тогда как понимание и толерантность – источник конструктивного межнационального сотрудничества.

В наши дни в России ваххабизм приобрел черты фанатической религиозной идеологии6. В фанатической идеологической доктрине и социально-политической практике ваххабизма стержневой составляющей выступает идея защиты строгого единобожия как главного принципа исламской религии.

Ваххабитский фанатизм коренится:

1) в особом понимании джихада как непримиримой борьбы не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские воззрения;

2) в специфическом понимании «обвинения в неверии и ухода от мира», в соответствии с которым мусульманин, лицемерно заявляющий о своей приверженности исламу, должен быть разоблачен и казнен7.

Фанатический настрой современного исламского радикализма во многом объясняется неприятием мусульманской общиной западных ценностей.

Страница 24