Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - стр. 25

Как показывают результаты исследования, ожидания народа по отношению к власти высоки, и власти необходимо, по крайней мере, знать о проблемах своего народа и его ожиданиях. Какие-то ожидания власть пытается реализовывать, какие-то – игнорируются в силу своей ложности. Выявленные нами проблемы важно решить, это путь к стабильности общества. Но решить их нелегко. Общественные ожидания множественны, некоторые противоречивы и трудно реализуемы. Сложная полиэтничность общества сказывается на оценке эффективности действий главы республики жителями, которая оценивается чаще всего через призму личных, групповых, религиозных или этнических интересов. Ожиданий было много, но реализовались и в скором времени реализуются далеко не все.

Литература

1. Гришин В.В. 2010. Рациональные и иррациональные аспекты социального доверия в ментальности россиян. – Мониторинг общественного мнения. – № 1(95). – С. 156–171.

2. Мамонов М.В. 2007. Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации. – Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – № 2. – Т. 3. – С. 208–216.

3. Simon D.M. 2009. Public Expectations of the President. – The Oxford Handbook of the American Presidency (ed. by G.C. Edwards, W.G. Howell). – P. 135–159.

«Власть», М., 2015 г., № 2, с. 195–201.

Ислам на Северо-Западном Кавказе

(по материалам полевых исследований среди абазин)

Н. Емельянова, политолог (Представительство Международного центра «Томер» при Анкарском университете, г. Москва)

Всего в Российской Федерации проживают порядка 40 тыс. абазин, 35 тыс. из них живут в Карачаево-Черкесии (20 тыс. в Черкесске и его пригороде Псыже, 15 тыс. – в абазинских и смешанных аулах республики). В Карачаево-Черкесии это четвертый по численности народ: абазины составляют более 7% населения республики. В 2000 г. абазины были включены в список коренных малочисленных народов России. После Кавказской войны XIX в. бóльшая часть абазин переселилась в Турцию и арабские страны – вилаяты Османской империи. Вторичные волны абазинской миграции шли в страны Европы и США. Теперь абазины проживают (как правило, компактно) во Франции, Германии, Великобритании, Голландии. В США большая часть абазин расселена в Калифорнии. По данным международных абазинских организаций, численность абазин за рубежом составляет около 400 тыс. человек. Зарубежные абазины оказались в большей степени подвержены процессам ассимиляции. В Российской Федерации абазины сохранились как единый, монолитный, но немногочисленный этнос29. При сравнительном анализе исторического развития абазин можно прийти к выводу, что на протяжении последних двух столетий ислам сыграл большую, но неоднозначную роль в жизни абазинской общины. Будучи фактором народной консолидации в период противостояния Российской и Османской империй, в конечном итоге, ислам стал причиной массовой миграции абазин за пределы исторической родины, создав проблему разделенного народа.

Страница 25