Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - стр. 27
Дома у черкесских народов и абазин того периода были большей частью турлучные, т.е. плетневые, обмазанные глиной. Только те, кто жил высоко в горах, из-за недостатка леса строили каменные жилища. В случае любой внешней угрозы и даже при ссорах семейств внутри самого народа жители могли легко сняться с одного места и перейти на другое. Таким образом, с «насиженных» мест уходили не только отдельные фамилии, но и целые селения.
Управление абазинскими и черкесскими фамилиями носило военно-демократический характер. Относительно религиозной принадлежности русские дипломатические и военные источники отмечали, что все черкесские народы исповедуют ислам, абхазы того периода в незначительной части были христианами, остальные – мусульманами. В горных местах сохранялось язычество [5].
С приходом России на Кавказ произошло столкновение двух культур – земледельческой и охотничье-кочевой. Большую роль в этом сыграла разница в образе жизни, традициях, языке и религии. Русское крестьянство, переселяемое на Кавказ, привнесло сюда свои обычаи и привычки. На Кавказе возникли постоялые дворы – ямы, между станицами стали курсировать извозчики, занимающиеся перевозом рыбы и прочих товаров, появились плотники, каменщики, другие мастеровые, заработали меновые дворы, мукомольные мельницы, стала складываться отраслевая промышленность [10]. Облик Кавказа начал меняться. Желая сохранить свой образ жизни и традиции, во второй половине XIX в. представители многих народов Кавказа устремились в страны Османской империи. Важной причиной массового исхода, именуемого в арабских и турецких источниках «мухаджирством», стал религиозный фактор.
Большая Кавказская война, закончившаяся на востоке Северного Кавказа пленением Имама Шамиля в 1859 г., на Северо-Западном Кавказе продолжалась еще пять лет. После утверждения Российской империи на Кавказе среди мусульманских народов Кавказа прошла волна массовых выездов под предлогом совершения хаджа. На самом деле истинной причиной было желание покинуть пределы Кавказа и поселиться в единоверной стране. Среди населения стал распространяться слух, что Россия обязалась предоставить право мусульманским народам на переселение в Османскую империю. Первыми попросили об увольнении в Мекку абазины и прикубанские ногайцы. Как говорят документы, они шли «с намерением навсегда переселиться с Кавказа; снаряжаясь в путь, они продавали все свое имущество, часто за бесценок» [8, с. 51]. Примеру их последовали некоторые из мусульманских народов Ставропольской губернии, потом кабардинцы и чеченцы, впоследствии стали поступать просьбы от жителей Дагестана.