Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 3 / 2015 - стр. 20

«Философия политики и права: Ежегодник научных работ. Вып. 5. Политика и политическое», М., 2014 г., с. 184–193.

Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии

Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения

(На примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге)

С. Гумирова, исламовед (Институт истории АН Республики Татарстан)

Структура современного общества сложна и многообразна. В различных условиях человеку приходится менять социальные роли, при этом приобретая различные коммуникативные навыки. Процесс включения индивида в социальную среду начинается с самого рождения и длится всю жизнь. Это процесс формирования личности, индивида, имеющего определенные качества, приобретенные в результате его включения в общественные отношения43. Таким образом, личность формируется, сочетая в себе индивидуальный полюс и социальный полюс, являющийся следствием социализации44. Развитие личности и формирование социальных структур происходят параллельно и взаимообусловлено, пересекаясь в различных общественных институтах, выступающих агентами социализации, в числе которых, кроме прочего, можно назвать образовательную и религиозную сферы45.

Образование и просвещение в целом являются своего рода мастерскими, где человек приобретает инструменты социальной, трудовой, культурной адаптации. На разных образовательных уровнях все участники учебного процесса получают опыт, который позволяет им идентифицировать себя с определенной группой людей, при этом самоидентификация может происходить параллельно с разными общностями, в том числе и с религиозными группами. Например, человек может быть студентом, являясь одновременно членом либеральной партии, исповедующим учение школы тибетского буддизма «Карма кагью». Или школьник, который является членом волонтерского движения и воцерковленным католиком, а также любящим сыном и наследником своего рода, фамилии. Коммуникация внутри каждой из групп дает человеку определенные навыки, также он учится межгрупповой коммуникации, где работают свои особенные законы взаимодействия. Весь этот калейдоскоп формирует современного человека, для которого получение знаний стало обязательной частью существования. И в этом смысле социализация может происходить постоянно46.

Сфера религии, в частности религиозного образования, являя собой и институт просвещения (пусть и ограниченный узко тематическими рамками), и одновременно институт духовного развития47, становится определенным этапом в жизни студентов, который в большинстве случаев определяет новый статус человека – профессиональный и религиозный

Страница 20