Россия и мусульманский мир № 3 / 2015
1
Мизес Л. фон. Либерализм. – Челябинск: Социум, 2007. – С. 4.
2
Елагин А.А. Глобализация: Кризис идеологии // Бизнес и банки. – 2010. – № 48. – С. 1.
3
Хайек Фр.А. фон. Пагубная самонадеянность. – М.: Изд-во «Новости», 1992. – С. 61.
4
Хайек Фр.А. фон. Указ. соч. – С. 62.
5
Е. Примаков пишет: «В России стало модным говорить о том, что нет национальной идеи, которая мобилизовала общество в его движении в будущее. Думаю, что такая идея есть – это объединение социально ориентированной политики и экономики с истинно либеральными ценностями, а не с неолиберальными представлениями и подходами… Либеральные идеи и неолиберальные представления в России – неидентичные понятия. Российские неолибералы – и в этом, пожалуй, их основная ошибка – исходят из универсальности западных экономических теорий, игнорируют их эволюцию и, главное, не считаются с особенностями и степенью развития рыночных отношений в нашей стране». И далее, солидаризируясь с известным русским философом Н. Бердяевым и ссылаясь на его высказывания, которые справедливо распространить на современность, Е. Примаков продолжает: «То, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезой или, во всяком случае, истиной относительной, частичной, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, во что-то вроде религиозного откровения» (Примаков Е. Современная Россия и либерализм // Российская газета. 2012. 17 дек.).
6
Гринберг Р.С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. – М.: Магистр. ИНФРА-М, 2012. – С. 17–18.
7
Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост. Либеральная альтернатива. – М.: Наука, 2005. – С. 4–5.
8
Что касается сравнительных преимуществ и недостатков капитализма и социализма как социально-экономических систем, то это отдельная и важная тема. Но, судя по всему, мировая цивилизация еще не сказала по этому поводу своего последнего слова. Опыт работы скандинавских, французских и других социалистических правительств требует для полноценной оценки большего времени. Характерно и то, что о предстоящих возможных сменах правых и левых поворотов, в том числе и в нашей стране, говорится во многих работах, в том числе у весьма неожиданных авторов. (См., напр.: Ходорковский М. Новый социализм. Левый поворот-3. – М.: ЭКСМО, 2010. – 192 с.)
9
Примаков Е.М. Мир без России. К чему ведет политическая близорукость. – М.: ИИК «Российская газета», 2009. – С. 14–15.
10
Примаков Е. Современная Россия и либерализм.
11
Там же.
12
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 6 июня 2007 г. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 47.
13
Там же.
14
Стиглиц Дж. Глобализация: Тревожные тенденции. – М.: Мысль, 2003. – С. 183–184.
15
Стиглиц Дж. Указ. соч.
16
Илларионов А. Трудный путь к свободе. О роли личности и их мировоззрения в недавней российской истории / Интервью журналу «Континент» // http:// continent-rus.ru/145/10.htm
17
Илларионов А. Указ. соч.
18
Там же.
19
Там же.
20
Плигин В., Зубарев В., Фадеев В. Манифест российского политического либерализма // Эксперт. – 2013. – № 5. – 01 февр.
21
Там же.
22
Кляйн Н. Доктрина шока / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2011. – 656 с.
23
Газета-Ru. 25.02.2011 // www.rosbalt.ru
24
На Европу надвигается девятый вал арабской миграции // news.rambler.ru/9205259/
25
Алехина Ю. Отказ от толерантности // Комсомольская правда. 05.02.2011.
26
Сценарий украинского развития // russiancouncil.ru/inner/?id_4=3053#top
27
Украина не должна стать новой Берлинской стеной: Д. Браун, В. Ишингер, И. Иванов, С. Нанн, А. Ротфельд // rassiancouncil.ru/inner/?id_4=3293#top
28
См.: Васецкий А.А. Системные конфликты в процессе становления современной политической системы России. Диссертация … доктора политических наук. – СПб., 2008.
29
Матишов Г.Г., Авксентьев В.А., Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем угроз и рисков Юга России. – Ростов-на-Дону, 2008. Т. 3; Дмитриев А.В., Карабущенко П.Л., Клочков Г.В., Усманов Р.Х. Юг России в миграционном и этноконфликтном измерениях. – Астрахань, 2010.
30
Сущий С.Я. Северный Кавказ: Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI в. – М., 2013.
31
Магомедов А.К., Ннкеров Р.Н. Большой Каспий. Энергетическая геополитика и транзитные войны на этапах посткоммунизма. – Ульяновск, 2010.
32
Дмитриев А.В., Карабущенко П.Л., Усманов Р.Х. Геополитика Каспийского региона (взгляд из России). – Астрахань, 2004.
33
К 2020 г. Россия потеряет 5,5 млн рабочих рук. 29.11.2012 // news.mail.ru/economics/11124728/?frommail=l
34
Рубан Л.С. Каспий – море проблем. – М., 2003. – С. 9–10.
35
См.: Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: Экспертное мнение. – М., 2007.
36
Сущий С.Я. Северный Кавказ: Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI в. – М., 2013. – С. 27.
37
ЮФО уменьшился на семь регионов Северного Кавказа // Комсомолец Каспия. № 6 (6547). 22.01.2010.
38
Жильцов С.С, Зонн И.С. США в погоне за Каспием. – М., 2009; Дмитриев А.В., Карабущенко П.Л., Усманов Р.Х. Геополитика Каспийского региона (взгляд из России). – Астрахань, 2004; Магомедов А.К., Никеров Р.Н. Большой Каспий. Энергетическая геополитика и транзитные войны на этапах. – Ульяновск, 2010; Магомедов А.К. От Большого Каспия до Сахалина. Характер и рубежи борьбы за энергоресурсы Северной Евразии на этапах посткоммунизма. – Ульяновск, 2011.
39
Nation С. Russia, the United States and the Caucasus. Washington D.C.: US Army War College, The Strategic Studies Institute, February, 2007; Cohen A. U.S. Interests in Central Asia and the Caucasus: Challenges Ahead // Institute for Central Asian and Caucasian Studies [www.ca-c.org/journal/eng-02-2000/02.cohen.shtml].
40
«Free Movement of Workers and Labour Market Adjustment». Информационный сервис ОЭСР. Берлинский центр ОЭСР. 23.08.2012 // dx.doi.org/10.1787/ 9789264177185-en
41
Усманов Р.Х. Роль трубопроводных проектов и этнополитических конфликтов в формировании геополитической картины Кавказско-Каспийского региона [Материалы круглого стола] // Власть. – 2011. – № 10. – С. 169–176.
42
Сущий С.Я. Северный Кавказ: Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI в. – М., 2013. – С. 17.
43
Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
44
Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 667 с.
45
Махиянова А.В. Социализация личности в современных условиях: Монография / А.В. Махиянова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. – 155 с.
46
Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 667 с.
47
Духовное развитие в данном случае не подразумевает конкретно положительное или отрицательное / деструктивное развитие, т.е. не определяется качественное содержание данного процесса.
48
Бреская О.Ю. Изучение религиозности: К необходимости интегрального подхода // Социс. – 2011. – № 12. – С. 77–87.
49
Интервью с проректором Хабаровской духовной семинарии П. Еремеевым, 2010 г. / Личный архив автора.
50
Интервью с выпускником семинарии, 2013 г. / Личный архив автора.
51
На сайте местной религиозной организации «Маулюд» г. Салехарда islam-yamal.ni размещена реклама, предлагающая приобрести халяльную оленину.
52
Интервью с директором медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге А.А. Шариповым, февраль 2010 г. / Личный архив автора.
53
Оренбуржье. Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orenburg-gov.ru
54
Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 320 с.
55
Заявление на поступление в медресе, 1993 г. / Личный архив автора.
56
Заявления на поступление в медресе, 1991–1993 гг. / Личный архив автора.
57
Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. /Личный архив автора.
58
В медресе de facto принимают всех, кто приходит, порой без полного пакета документов. Нет системы отсева абитуриентов. Вероятно, причиной тому является маленький поток желающих учиться в медресе, особенно на очной форме.
59
Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. / Личный архив автора.
60
Автобиография абитуриента медресе, 1993 г. / Личный архив автора.
61
Анкеты для шакирдов медресе с открытыми вопросами, 2012 г. / Личный архив автора.
62
Интервью с выпускником.
63
То есть такие мусульмане, которые не просто исповедуют ислам на уровне веры, но также стараются соблюдать его предписания и ритуалы.
64
Саляф – мусульмане первых поколений, на пример которых более поздняя традиция ссылается при утверждении постулатов вероучения и права. Суннитский ислам (ахль ас-сунна валь-джамаа) строит свои вероубеждения именно на этой традиции [Али-Заде, 2007, статья «Саляф»].
65
Оба шейха, Ибн Таймиййя и Ибн ‘Абдальваххаб, изначально были представителями ханбализма, четвертого суннитского мазхаба. Как правило, сами салафитские шейхи начало своего учения видят в воззрениях имама Ахмада ибн Ханбаля. Ученые традиционных толков суннитов утверждают, что салафиты противоречат вероучению Ибн Ханбаля, как и учению остальных трех имамов суннитов. Однако в вопросах фикха современные салафиты ближе к школе ханбалитов.
66
Не секрет, что салафизированная молодежь представляет собой группу риска, особенно в среде сильной религиозной неграмотности. Именно такая молодежь является легкой «добычей» для проповедников так называемого «крайнего» ваххабизма, т.е. представителей джихадизма. Основные авторитеты обычных салафитов и крайних одинаковы. Разнятся лишь некоторые трактовки и подходы к определенным вопросам.
67
Мы упомянули наиболее существенные теологические отличия, имея в виду обычных или «умеренных» салафитов. которые, как было сказано, представляют группу риска, составляя большинство всех салафитов. Если рассматривать так называемых «крайних» салафитов или джихадистов, то мы выйдем на следующий уровень теологических разногласий, главным образом касающихся вопросов мира и войны между мусульманами и неверными и вопросов обвинения в неверии.
68
Вероотступничество в исламе – один из великих грехов, который карается смертной казнью при наличии института халифата или исламского государства. Но обвиняемый и уличенный в этом может покаяться перед шариатским судьей и избежать наказания. В условиях отсутствия института исламского государства некоторые радикалы пытаются сами наказывать вероотступников, иногда не заботясь о предоставлении обвиняемому возможности покаяния.
69
Мурджиизм в своей основе представляет учение некоторых ранних мусульман, воздержавшихся от поддержки какой-либо из противоборствующих групп мусульман в вопросе власти. Поздние мурджииты утверждали, что грех никоим образом не влияет на положение верующих и что верующим гарантирован рай без всякого очищения в виде наказания, несмотря на их грехопадение. Крайние салафиты используют этот термин главным образом в отношении тех богословов, которые в недостаточной мере, по их мнению, применяют обвинение в неверии в отношении мусульманских правителей и их подчиненных.
70
Хариджиты – одна из ранних сект в исламе. Стали известны своей крайней жестокостью по отношению к своим оппонентам. Практически вели партизанские военные действия на территории халифата, уничтожая несогласных с ними мусульман.
71
Мусульманский египетский мыслитель и общественно-политический деятель, идеолог организации «Братья-мусульмане». Его книги сильно повлияли на развитие движения политического ислама и способствовали появлению радикальных группировок среди мусульман.
72
В арабских странах, в той же Саудовской Аравии, «умеренные» таймитские богословы усердно работают со своими последователями, чтобы они не попали в сети «крайних». Но вероятность высока и опасность сохраняется. В 1979 г. во время хаджа произошел захват мечети аль-Харам группой «крайних» ваххабитов во главе с Джухайманом аль-‘Утайби, требовавших ухода королей Аль Са‘уд и объявления истинного с их точки зрения исламского государства.
73
Автор этих строк работал по совместительству в 2005 г. в Совете по делам религий Кабинета министров РТ, преподавал в казанском медресе «Мухаммадия» в 2002–2008 гг., затем работал деканом теологического факультета до 2011 г. в РИУ, участвовал в рабочих комиссиях Совета по делам религий, которые проверяли работу татарстанских медресе.
74
Для объективности скажем, что разногласие касается лишь определенных вопросов ‘акыды (вероубеждения). Что же касается большинства остальных вопросов, особенно из разделов веры в ангелов, Писание, пророков, Судный день, предопределение, то здесь Ибн Аби аль-‘Изз, как и Ибн-Таймиййя, не выходит за рамки убеждений аш‘аритов и матуридитов.
75
После создания в Казани в 1998 г. Российского исламского университета руководство негласным образом обратилось через татарстанских студентов и выпускников богословских факультетов Саудовской Аравии за помощью в учебных программах и литературе. Был поднят вопрос и о главном учебнике по вероучению.
76
На то были объективные исторические причины. Официальное духовенство тогда осуждало идеи Ибн Таймиййи и его немногочисленных последователей.
77
См. предисловие редактора Зухейра аш-Шавиша.
78
Мутазилиты – одна из ранних сект в исламе. Известны тем, что придавали большее значение разуму, чем сакральным текстам, и считали разум способным для выведения шариатских решений по вопросам разрешенного и запретного без использования Корана и Сунны.
79
Одно из таких изданий выставлено в музее упомянутой мечети в качестве экспоната. Автором данного короткого толкования является ханафитский ученый Сираджаддин аль-Хинди.
80
В этом году в ДУМ РТ произошли большие изменения в составе, сменился и председатель (муфтий).
81
У исследователей есть сомнения по поводу принадлежности трактата самому имаму Абу Ханифе. Дело в том, что в нем использована терминология, разработанная позднее эпохи этого имама. Однако многие ученые исламского мира согласны, что в этом произведении сохранен смысл высказываний Абу Ханифы.
82
Скорее всего, этот человек, ныне покойный и очень уважаемый в Татарстане имам, не читал книгу и просто поставил свою подпись, хотя также возможно, что его имя просто было использовано. Известно, что прошлое руководство ДУМ РТ формально подходило к подобным вопросам. Также известно, что в то время Совет улемов фактически не работал и практически не собирался.
83
Книга «Книга единобожия», автор – Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, источник публикации – Некоммерческое партнерство «Издательский дом “Бадр”», решение вынесено Савёловским районным судом г. Москвы от 02.04.2004 [Федеральный список экстремистских материалов]. Следует заметить, что на обложке указано после имени автора не имя отца, а имя деда, хотя автор больше известен по имени отца как Ибн ‘Абдальваххаб.
84
Серия таких книг, например, выпущена вышеупомянутым Идрисом Галевитдином.
85
В качестве примера можно вспомнить переводы на русский и татарский языки сборника «Хысн аль-муслим» («Твердыня мусульманина») Са‘ида аль-Кахтани.