Россия и мусульманский мир № 2 / 2018 - стр. 13
Одним из самых ранних артефактов присутствия мусульман на данной территории было обнаруженное в 1991 г. в Республике Тыва кладбище Саадак-Терек, где был найден кайрак ‘Умара б. Мухаммада б. ‘Али ал-Балхи – местного имама и смотрителя за могилой «святого» сайида Рашид ад-Дина. Надпись на объекте находки была выполнена на фарси и датирована 1194 г. Следов присутствия мусульман в период Средневековья в Приамурье пока не обнаружено.
Авторы, исследуя историю появления мусульман в регионе, отмечают, что в освоении Сибири и Дальнего Востока участвовали прежде всего казаки и служилые люди. В 1644 г. отряд (включая служилых татар, выполнявших роль толмачей) вышел в устье Амура. Информация о присутствии служилых татар среди тех, кто расширял восточные рубежи России, известна, но вопрос об их исповедальной практике остается открытым. Количество мусульман в тот период было слишком мало, чтобы говорить об умме. Какие локальные особенности имела их исповедная практика? Очевидно те, что были характерны для зоны их постоянного проживания – практика адатного ислама Прииртышья.
Ситуация изменилась, когда территория Приамурья окончательно оказалась во власти России – со второй половины XIX в. десятки населенных пунктов были построены от Усть-Стрелки до Хинганского ущелья, а потом и до самых низовий Амура и по правому берегу Уссури. Такие населенные пункты возводились частями Сибирского корпуса, которые формировались в местах компактного проживания российских мусульман – татар, башкир и исламизированных народов Среднего и Нижнего Поволжья. Коренных жителей Сибири и Дальнего Востока в армию не призывали (еще в 1822 г. закреплено освобождение от рекрутства сибирских «инородцев»). Кроме того, минусинские (ачинские / абаканские) татары («енисейские киргизы», с 1917 г. – хакасы) являлись последователями шаманизма, а затем и православными, но не исповедовали ислам.
В первоначальном освоении Приамурья было велико значение военных, среди которых имелось много выходцев из регионов Поволжья, где компактно проживали мусульмане, и это определило этническое «лицо» складывающейся уммы (обряды рождения и погребения, татарский язык проповеди, психолого-поведенческие установки). С 1877 г. по просьбе муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания в армии и на казачьих землях были учреждены штатные должности имамов.
Многие мусульмане после военной службы оставались на Дальнем Востоке, также здесь закрепились купцы и ремесленники, составив еще один из элементов формирующейся уммы. Так, в 1890-е годы возникла и благовещенская община. Часть уммы в Приамурском генерал-губернаторстве на рубеже ХIХ и ХХ вв. формировалась из ссыльных или отбывших наказание мусульман.