Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2018 - стр. 12

Сегодня стране необходима адекватная государственная культурная политика, национальным приоритетом которой станут качество жизни людей, их духовно-нравственное состояние, развитие гражданской культуры, преодоление межэтнической отчужденности, формирование единого культурного пространства страны. Деятельность по возрождению и развитию духовного потенциала нации не может быть эффективной без привлечения к данному процессу институтов гражданского общества, прежде всего семьи, системы образования, а также СМИ, светских и религиозных организаций.

Автор реферата В.Н. Сченснович

Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии

Мусульмане в Приамурье: Эскиз к историческому портрету // Религиоведение, г. Благовещенск, 2017, №3, с. 32–48

2018.02.002. Старостин А.Н., Ярков А.П.

Ключевые слова: ислам; мечеть; имам; мусульманское население; развитие; мигранты; казаки; община; Дальний Восток.

Старостин А.Н., кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Ярков А.П., доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма Тюменского государственного университета

В статье авторы освещают проблему развития ислама на Дальнем Востоке, в частности в Приамурье. Данный вопрос еще очень мало изучен. Авторы исследования, основываясь на анализе исторических источников из архивов Уфы, Хабаровска, Владивостока, материалов статистики, интервью, предпринимают попытку дать комплексную ретроспективу развития ислама в Приамурье от времени появления первых мусульман до наших дней. Авторы отмечают тенденцию к созданию этнических и региональных общин, живущих в соответствии со своими традициями. Авторы приходят к выводу, что в результате миграционных и демографических процессов происходит смена этнического ядра мусульманской общины – с татарского на среднеазиатское и северокавказское. Несмотря на свою немногочисленность, мусульмане Приамурья стали неотъемлемой частью религиозного ландшафта региона.

Прежде чем обратиться к истории уммы Приамурья, авторы обращают внимание на то, что следует различать Амурскую область конца XIX – начала XX в., охватывавшую территории ряда современных субъектов ДФО (Еврейскую автономную область, часть Хабаровского края), Амурский округ Дальневосточного края (ДВК), Амурскую губернию и современную Амурскую область. Но в любом случае этот регион и тогда, и сейчас был и остается форпостом России, защищавшим ее дальневосточные рубежи.

Страница 12