Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2017 - стр. 23

12. Тосунян Г.А. Письмо Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») от 08.08.2014 г. [Официальный сайт Ассоциации российских банков]. URL: http://аrb.ru / (Дата обращения: 20.08.2014.)

13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть вторая // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

14. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1: в ред. от 13.07.2015 г. // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 6 – Ст. 492.

«Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки», Махачкала, 2016 г., т. 31, вып. 1, с. 56–64.

Мечети Поволжья в социальных процессах современной России

О. Сенюткина, доктор исторических наук (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова)

Поволжье – это тот регион России, для которого многоконфессиональность является объективной данностью: и исторически, и применительно к современности. В этом конфессиональном многоцветье свое место, наряду с церквями, синагогами, занимают мечети. Меняются ли со временем социальные задачи мечетей или же их предназначение настолько традиционно, что не терпит никаких перемен? Насколько ныне действующие поволжские имамы ощущают необходимость усиления роли мечетей в современных условиях? И какие задачи ставит социум сегодня перед мечетями?

В наши дни в быстро меняющихся условиях российской и международной действительности мусульманам, в том числе поволжским, приходится всё больше задумываться о роли мечетей как центров жизни махалля и о более эффективном использовании потенциала мусульманских общин. Конечно, мечети должны по-прежнему, как это было всегда, оставаться центрами единения мусульман, возносящих молитвы Всевышнему. Должны быть, как и ранее, местами общения и сближения единоверцев, местами обсуждения первоочередных задач махалля и способов решения этих задач. Это традиции жизни мечетей.

Как отметил в своем выступлении в 2014 г. во время торжественного открытия мечети в городе Дзержинске Нижегородской области муфтий, шейх Равиль-хазрат Гайнутдин: «В мечетях воспитываются богобоязненные верующие. Богобоязненный человек – он необходим и мусульманской общине, и православной общине, и всему нашему обществу и государству»15.

Первоначальная функция мечети и ее социальное предназначение были сугубо внутренними для формирующейся уммы. То есть мечеть выполняла те задачи, которые должна была выполнять по нормам исламского вероучения: задачи молитвенного места мусульман. Известно, что в исламской культуре обязательно должна быть мечеть или «масджид» (с арабского языка), «место, где совершаются земные поклоны», моления Аллаху. Так было и так есть теперь. Но при этом с самого начала своей истории мечети являлись не только молитвенными, но и общественными зданиями с самыми разнообразными функциями.

Страница 23