Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2016 - стр. 2

. В этой конфликтной международной среде приходится действовать и России, причем весьма успешно. Не только в политике и дипломатии, но и в экономике ведущую роль играют также государства, они же в своей деятельности стремятся опереться на «мягкую силу», в том числе идеологические установки, которые внедряются в общественное и индивидуальное сознание. Может ли человек в этой конфликтной международной среде, где большую роль играет насилие, распространены нищета и голод, выжить? В состоянии ли политические элиты, в том числе ученые, наука в целом, найти правильный путь к созданию такой международной среды, в которой люди, используя исторический опыт предыдущих поколений, спасут себя? Эти вопросы имеют большое значение для развивающихся стран, в первую очередь для тех из них, где условия жизни особенно жесткие. Для них риски деградации и разрушения скромного достатка, который они имеют, перестали быть теорией, а стали повседневной практикой. Сотни миллионов людей теряют шансы благополучной жизни, они ждут изменений к лучшему, а их все нет. Это ведет к социально-экономическим и политическим взрывам. В условиях природных катастроф и бесчисленных войн создание мира планетарного сотрудничества и совместных международных проектов тем более пришло. Международное сообщество в состоянии обуздать милитаристское мышление политиков, которые нередко стремятся перекроить геополитическое пространство, подстроить под себя глобальное управление. Сегодня все государства действуют в турбулентной международной среде, этом океане человеческих эмоций и страстей, где налицо стремление одних людей господствовать над другими, извлекать для себя прибыль, заставить всех жить по правилам индивида единичного, а не множественного, одного или нескольких олигархов, а не народа. Установить в мировом сообществе такой порядок призвана либеральная идеология. Она поддерживается силой ведущих капиталистических государств. Их политика направлена на ущемление социальных, экономических и политических свобод. Либерализм становится тормозом свободного развития индивидуума и демократического общества. «Искусство» информационных войн достигло уровня массового зомбирования миллионов. Вызовы XXI в. таким образом многочисленны. Выделю из них те, что, на мой взгляд, играют в судьбе человечества первостепенную роль. Это, прежде всего, судьба самого человека. Люди, похоже, знают о Вселенной больше, чем о себе. Еще меньше они понимают, как развиваются цивилизации, с трудом ищут и иногда находят пути и средства решения международных конфликтов. Новые элиты склонны забывать опыт и уроки, усвоенные их предками, у них короткая историческая память. Тщеславие и некомпетентность, высокомерие и мстительность, поклонение «жесткой силе» губят возможность выхода на правильные решения. Мир на Земле часто предстает перед нами как terra incognita – неизвестная земля. Неведомое парализует человеческий разум и приучает к мысли о том, что добро все реже побеждает зло. На службе последнего находится грубая сила, орудия убийства и послушные роботочеловеки в погонах, которые на вопрос: «Почему от ваших действий погибает мирное население, дети, женщины, старики?», тупо отвечают: «Это моя работа». Что из себя представляет человек, его духовная жизнь? Ответа на этот вопрос не объясняет происхождение человека, по нему, как известно, идут большие споры, он, скорее, объясняет поведение человека, в том числе в политике.
Страница 2