Россия и мусульманский мир № 2 / 2016 - стр. 4
Важным явлением международной жизни стали глобализация и глобальное управление. Обстоятельный анализ внешней политики в эпоху глобализации дан, например, в работе члена-корреспондента РАН И.С. Иванова «Внешняя политика в эпоху глобализации». В ней исследуются возможные конфигурации миропорядка, говорится о необходимости выстраивания гибкой полицентричной системы глобального управления. Мировая политика оценивается с учетом угроз безопасности, сделан вывод об основополагающей роли международного права при формировании нового миропорядка, его центральным элементом становится Организация Объединенных Наций5.
Глобализация как естественно-исторический процесс анализируется в фундаментальной работе А.Н. Чумакова «Глобализация. Контуры целостного мира», где рассматриваются ее общая теория и сфера противоборства различных сил и интересов6. Справедливо подчеркивается, что глобализация – это сложнейшее явление, его следует изучать не фрагментарно, а целостно. На этом фоне формируется глобальное мировоззрение, оно помогает осознанию глобализации как состояния, процесса и явления7.
От себя скажу. Глобализация – это многогранный интеграционный процесс становления в международных отношениях современного жизнеустройства и архитектуры мировой политики. В этом процессе участвуют государства, их коалиции, социальные, политические и экономические институты, а также военные блоки. В условиях глобализации осуществляется глобальное управление (регулирование) планетарной сетевой структурой, где ослабевает однополярность. Со стороны США делаются настойчивые попытки ее восстановить, но они бесперспективны, более того, они вредны, так как подрывают стабильность мировой политики. Влияние глобализации на мировые дела в условиях повторяющихся экономических и финансовых кризисов падает. Большие риски несет ей и глобальному управлению силовая конфликтность. В условиях острых международных коллизий глобальное управление, в том числе на региональном уровне, становится трудновыполнимым. Это показывают, в частности, события на Украине, где гражданская война отбросила страну в пучину кризиса и крушения морали. Возникла необходимость в нравственном коде для человечества. Ученые бьют тревогу. Так, например, академик РАН А.А. Гусейнов напоминает, что соблюдение нравственных запретов зависит от воли и решимости личности следовать им: «…если человек убежден в нравственной сущности запрета, если он знает, что его надо, безусловно, соблюдать, то ничто, никакие внешние обстоятельства, точно так же, как и никакие собственные аффекты, не могут помешать ему следовать им»