Россия и мусульманский мир № 2 / 2015
1
См.: Евстратов А. 2013. Салафизм в России и СНГ. Доступ: http://www.iran.ru
2
Примаков Е. 2013. Неотложная к решению проблема. Доступ: http:// www.rg.ru
3
http://yougor.ru/karachaevo-cherkesskaya-respublika.html
4
Главная страница (http://www.kchr.ru/).
5
Сайт Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР. Раздел «Этнический состав населения Карачаево-Черкесской Республики»: http://www.minnac09
6
«Население Карачаево-Черкесской Республики» // Статистический сборник по материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. Книга 1. – Черкесск, 2005. – С. 325; Население Карачаево-Черкесии: http://wiki.zarinsk.ru
7
Официальный сайт территориального органа ФСГС по КЧР. Данные за 2012 г.: http://kchrstat.gks.ru; Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики в 2012 г. – День республики, 12 февраля 2013 г.
8
Карачаево-Черкесскстат: Официальная статистика. Раздел: Социальная сфера. Демография: http://kchrstat.gks.ru
9
День республики, 28 февраля 2013 г., № 29.
10
http://www.pokrov-cherkessk.ru/news/22_02_13_2news.php
11
http://www.palata09.ru
12
День республики, 3 ноября 2012 г., № 222–223.
13
Опрос был проведен в КЧР по проекту и методике ИЭА РАН, Сеть этномониторинга. Автор статьи выступила региональным координатором проекта.
14
Ракитянский Н.М. Исламский менталитет в геополитическом пространстве XXI в. // Власть. – 2013. – № 1. – С. 123–128.
15
Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье: Доклад Института национальной стратегии / Под ред. М.В. Ремизова. – М., 2013. – С. 25.
16
Курайши Д.А. Исламский фактор в политическом процессе современной России (на примере республик Северного Кавказа): Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2009.
17
Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.-О. Ислам – политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа // Исламоведение. – 2010. – № 2. – С. 19–32.
18
Мазхаб – школа шариатского права в исламе. Несмотря на то что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют многочисленные различия.
19
Ханафитский мазхаб – наиболее распространенная из правовых школ в суннитском исламе. На Северном Кавказе ханафитами являются ногайцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков и другие народы.
20
Шафиитский мазхаб – одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и маликитского мазхабов.
21
Накшбандийя – суфийское братство (тарикат), получившее это название в конце XIV в. по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389).
22
Кадирийа – суфийский тарикат, основанный персом Абд ал-Кадиром ал-Джилани (1077–1166).
23
Шазилийя, или Шазилийский тарикат, – суфийский тарикат, основанный шейхом Абуль-Хасаном аш-Шазали в XIII в.
Подробнее о структуре ислама на Кавказе см.: Ханбабаев К.М. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время // Двадцать лет реформ: Итоги и перспективы: Сб. статей / Под общ. ред. М.К. Горшкова и А.-Н.З. Дибирова. – М.; Махачкала, 2011. – С. 290.
24
Ракитянский Н.М. Понятия сознания и менталитета в контексте политической психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 2011. – № 6. – С. 89–103.
25
Ракитянский Н.М. Исламский менталитет в контексте принципа политической субъектности // Теодицея: Альманах. № 3. – Пятигорск, 2012. – С. 83–92.
26
Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.-О. Указ. соч. – С. 21.
27
Заметим здесь, что действие этого фактора довольно явно обнаруживается в повседневной жизни на Северном Кавказе и проявляется в доминировании кавказцев над разобщенными согражданами, у которых ослаблены или утрачены не только религиозные основы жизни, но и узы родовой и общинной солидарности.
28
Семедов С.А. Ислам в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе. URL: http://religio.rags.ru/journal/anthology4/a417.pdf
29
Ракитянский Н.М. Исламский менталитет: Ценностные установки и цивилизационно-политические ориентации // Универсальные ценности в мировой и внешней политике / Под ред. П.А. Цыганкова. – М., 2012. – С. 76–92.
30
Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. – Пг., 1917. – С. 55.
31
Суслова Е.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. – М., 2004.
32
Под ваххабизмом в современной России понимается совокупность агрессивных и нетрадиционных для России ветвей ислама – «исламских джамаатов», «внемазхабного» или «безмазхабного» суннизма. Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для России. Подробнее см.: Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье.
33
Там же. – С. 7.
34
Усманова З.Р. Становление общероссийской гражданской идентичности в республиках Северного Кавказа (политико-психологический анализ): Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2013.
35
Межэтнические и межконфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе: Экспертный доклад / Под общ. ред. В.А. Тишкова. – М.; Ставрополь, 2013. – С.15–42.
36
Официально в крае проживает 2 786 281 человек. Из них 80% (2 232 153 человека) – русские; 5,79% (161 324 человек) – армяне. К числу наиболее крупных мусульманских этносов, проживающих на территории Ставропольского края, относятся даргинцы – 1,77% (49 302 человека), ногайцы – 0,79% (22 006 человек), чеченцы – 0,43% (11 980 человек), карачаевцы – 0,56% (15 598 человек), туркмены – 0,54% (15 048 человек) и татары – 0,42% (11 795 человек). См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://stavrop.gks.ru/region_v_cifrah/demografiya/default.aspx
37
Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. История ислама в Ставропольском крае // Информационно-аналитический портал Евразия. URL: http:// evrazia.org/article/1978
38
Салафия (от араб. «предки, предшественники») – одно из направлений в суннитском исламе, выступающее за возврат к образу жизни ранней исламской общины времен Пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Османа и Али), а также за отказ от всех позднейших в исламе нововведений (бида). По мнению ректора Института теологии и религиоведения имени Мамма-Дибира аль-Рочи в Махачкале, доктора философских наук М. Садыкова, понятия «салафит» и «ваххабит» являются синонимами (Сем отличается ваххабит от салафита?: Интервью с М. Садыковым // Северный Кавказ. 2007. 3 апр. Перепечатано на сайте Института религии и политики. Цит. по: URL: // http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-12285.html
39
Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье. – С. 31.
40
Косиков И.Г. Исламские движения новейшего времени на Северном Кавказе // Республики Северного Кавказа: Этнополитическая ситуация и отношения с федеральным центром. – М., 2012. – С. 94–100.
41
Духовное управление мусульман Ставропольского края: [Официальный сайт]. URL: http://dum26.mashuk.ru/
42
Косиков И.Г. Указ. соч. – С. 94–100.
43
Зинченко М.С. О состоянии и перспективах влияния ислама на общественно-политическую жизнь в Ставропольском крае // Теодицея: Альманах. № 4. – Пятигорск, 2013. – С. 44–53.