Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2015 - стр. 31

Седьмой этап (2010 – настоящее время) совпал с созданием нового федерального округа – Северо-Кавказского, в состав которого вошел Ставропольский край. Данный этап связан с формированием в крае территориально и религиозно единого исламского сообщества. С этой целью 5 мая 2010 г. в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в качестве централизованной организации было зарегистрировано ДУМ СК. На сегодняшний день в ДУМ СК входят 52 официально зарегистрированные мусульманские общины. При этом, как отмечается на его официальном сайте, у каждой общины есть своя мечеть или молельный дом. Главой ДУМ СК стал муфтий Мухаммад Хаджи Рахимов. Его деятельность обеспечивает не только стремление к централизации внутренних исламских отношений среди мусульманских общин Ставропольского края, но и способствует формированию в рамках территории так называемого исламского «суперэтноса», главным признаком которого является принадлежность к исламской умме вне зависимости от каких-либо социально дифференцирующих признаков41.

Несмотря на то что суннизм признает равное значение для ислама всех ведущих религиозно-богословских школ, представляется, что последнее обстоятельство скорее всего связано с попыткой ДУМ СК найти компромиссный ответ на опасный вызов российскому исламу, исходящему от «нового ислама» – умеренно-радикальной версии исламизма42. В отличие от активно действующего в регионе террористического подполья эта форма исламского религиозно-политического активизма пользуется популярностью в северокавказской молодежной среде в качестве перспективной духовной платформы.

Об этом говорит и тот факт, что порядка 80% проживающей либо обучающейся в городах Ставропольского края этнической исламской молодежи в возрасте от 16 до 22 лет знают единичные (53%) либо многочисленные (27%) случаи распространения среди своих сверстников идей явления, которое принято называть «ваххабизмом». Примерно такое же соотношение характерно для 25% этнически русских юношей и девушек43.

Проблема политизации и радикализации исламской молодежи как в крае, так и в Северо-Кавказском регионе в целом продолжает оставаться острой. В этой связи интересными представляются результаты исследования Ф.О. Семёновой и Т.С. Шмельковой, проведенного ими в 2012 г. с целью выявления психологических причин терроризма в молодежной среде.

Среди студентов 1–3-х курсов Карачаево-Черкесского государственного университета и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии был проведен анонимный опрос, в результате которого были выявлены и предполагаемые мотивы вовлечения молодежи в террористические группировки.

Страница 31