Россия и мусульманский мир № 2 / 2015 - стр. 19
1. Добаев И. Радикальный ваххабизм как идеология религиозно-политического терроризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evrazia.org/ article/1727 (проверено).
2. Митинг протеста крымских татар в Симферополе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maidanua.org/arch/oldkrym/1048925199.html (проверено).
3. «Себат» предупреждает о тревожных тенденциях в решении земельного вопроса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sebat.org.ua/?p=955 (проверено) 2013.
4. Крым: Массовое решение земельного вопроса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sebat.org.ua/?p=912 (проверено) 2013.
«Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве», Казань, 2014 г., с. 121–127.
Политико-психологическая динамика реисламизации Северного Кавказа
Н. Ракитянский, М. Зинченко, политологи
Северный Кавказ является стратегически значимым регионом России, и от его стабильности и развития в значительной степени зависят национальная безопасность и целостность нашей страны. Благодаря своему особому геополитическому положению на стыке евроазиатских цивилизаций он всегда испытывал сильное влияние различных культур, религий и политических систем. Римская империя, Персия и Иран, Аравия, Византийская империя, Османская империя, Монгольская империя, Россия – это далеко не полный перечень государств, в разное время включавших в свой состав эту политически нестабильную территорию. Тем не менее самым долгосрочным наследием стали здесь плоды военной и ментальной экспансии мусульманского Арабского халифата против Хазарского каганата. Именно тогда, в VII в., в эти земли были привнесены первые зерна ислама, которые впоследствии активно возделывались миссионерами Золотой Орды и эмиссарами Оттоманской Порты.
Нынешняя активность ислама на Северном Кавказе определяется не только его культурно-историческими, ментальными и политическими особенностями, но и причинами международного масштаба, связанными с возрастанием глобального значения мусульманской религии14. В силу этого Северный Кавказ стал одним из самых проблемных и уязвимых регионов. Он является объектом долгосрочных экспансионистских устремлений различных западных и восточных государств, в том числе и мусульманских.
Разнообразные исламские центры, многочисленные фонды и спецслужбы Турции, Иордании, Пакистана, ваххабитских нефтяных монархий Персидского залива и др. проявляют повышенную активность на Северном Кавказе, культивируя и поддерживая политизированные движения радикально-экстремистской направленности. Контекстуальной особенностью Нового времени стало также появление вдоль наших южных границ мусульманских государств с нестабильными политическими режимами.