Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2015 - стр. 16

Не секрет, что большое влияние на возрождение ислама в Крыму оказали внешние силы. Можно вспомнить одну из первых официально действующих в Крыму арабских организаций – благотворительный фонд «Ас-Суна» из Королевства Саудовская Аравия. Утверждение, что Саудовская Аравия объявила ваххабизм своей официальной идеологией, является некорректным, поскольку в официальных документах Королевства государственной религией провозглашен ислам без уточнения его интерпретации. Тем не менее салафитская доктрина (так здесь именуют учение Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба) пользуется признанием со стороны государства. Труды вероучителя, в основном посвященные защите строгого единобожия, регулярно переиздаются, изучаются… Тем более что современный «салафитско-ваххабитский» ислам в том виде, в каком он сегодня существует в Саудовской Аравии и ряде других стран Аравийского полуострова, далек от многих «крайностей» первоначального ваххабизма [Добаев, 2011]. Поэтому термины «ваххабизм», «радикальный» в современных научных кругах, среди востоковедов и исламоведов, имеют совсем иное толкование, чем, например, в средствах массовой информации.

В условиях дефицита в Крыму духовной литературы, образованных имамов и действенной сети духовных учебных заведений к идеологии салафизма (суннитского фундаментализма) оказались восприимчивыми широкие круги мусульман, увидевшие в ней ответы на многие вопросы, которые они не могли получить от своего старшего поколения, знающего ислам лишь на уровне народных обычаев – урф-адетов (крым.-тат.). Не воспринимая принципы так называемого традиционализма, приверженцы салафийи из арабских стран стали первыми богословами-проповедниками в среде крымских мусульман. Помимо оказания гуманитарной помощи, приобретения молельных домов, арабская организация «Ас-Суна» в сотрудничестве с Крымским благотворительным фондом «Крым 2000» в 1997 г. стала родоначальником организованного хаджа (паломничества) крымских мусульман в Мекку (Королевство Саудовская Аравия).

Исламские группы, называющие себя салафитами, стали заметно выделяться не только специфическими бородами у мужчин или хиджабами у женщин: являясь полноценными членами современного крымского общества, опираясь на предписания Корана и Сунны, они заняли свою социально-политическую позицию в обществе. Они стали инициировать обращения в государственные органы о предоставлении возможности старшеклассникам совершать пятничные намазы в мечетях, о раздельном обучении детей разного пола, о вклеивании в документы фотографий женщин с покрытой головой.

Страница 16