Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 12 / 2017 - стр. 20

Мусульманские молодежные субкультуры региона не являются образованиями со строго определенными границами, членами, процессами особой инициации неофитов. Они представляют собой динамичные изменчивые образования, внутри которых происходит постоянное движение. Структурную модель молодежных мусульманских субкультур можно представить в виде образований с размытыми границами, внутри которых происходит постоянное движение «от центра к ядру» и обратно. Понятие «круги» мы используем для определения территориальных образований, формирующихся по факту непосредственного повседневного взаимодействия. Образования, называемые нами «молодежные мусульманские субкультуры», представляют как наслоенные друг на друга «круги», с определенными характеристиками и признаками. Непримиримость взглядов, выставление напоказ своей приверженности, более молодой возраст, поверхностное знание основ фундаментализма – характеристика «внешних кругов». Религиозная зрелость, умеренность взглядов, более старший возраст, более глубокое знание основ исламской религии – характеристика «центра-ядра». «Круги» в субкультурном единстве представлены в большинстве своем умеренными фундаменталистами. Они более открыты для изучения, идут на контакт, не враждебны. «Круги» радикальных фундаменталистов абсолютно закрыты, что затрудняет их изучение, рождает множество мифов и страхов в массовом сознании.

Значимыми субкультурными признаками молодых мусульман выступают идеи исламского фундаментализма, внешний вид и одежда, пищевые запреты, самоназвание и самоидентификация, обрядово-ритуальная практика, экономическая и трудовая активность, гендерный ролевой порядок.

Идеи исламского фундаментализма в системе идей молодых мусульман региона представлены общими для исламского фундаментализма постулатами:

– призыв к строгому единобожию, бескомпромиссная борьба с проявлениями язычества и нововведениями;

– возрождение исламских нравственных ценностей, отрицание традиционных норм и ценностей кавказской культуры, не соответствующих нормам «чистого» ислама;

– установление социальной справедливости, в соответствии с нормами шариата;

– призыв к утверждению коллективистских ценностей, чувства солидарности, взаимопомощи, неприятие западных образцов индивидуализации в повседневной практике;

– в обрядовой практике – допущение принципа «ислам без мазхабов».

В большинстве своем молодые мусульмане региона в своем поведении и сознании ориентируются на эти идеи.

Внешний вид в любой субкультуре является одним из главных отличительных признаков. Не являются исключением и молодежные мусульманские субкультуры региона. Традиционно, молодые мусульмане отличаются одеждой, прической и другими атрибутами. При этом все внешние атрибуты, присущие им, являются предписанными с точки зрения ислама вообще. Однако в современной Карачаево-Черкесии, да и на всем Северо-Западном Кавказе в доминирующей культуре традиционалистского ислама строгие предписания по одежде, прическе, внешнему виду не соблюдаются вследствие влияния глобалистской культуры, процессов модернизации и атеистического советского прошлого. В доминирующей культуре сегодня нормой считается европейский стиль одежды с незначительными этническими мотивами.

Страница 20