Россия и мусульманский мир № 12 / 2017 - стр. 18
«Информационные войны», г. Юбилейный МО, 2016 г., № 3 (39), с. 28–36.
Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии
Мусульманские молодежные субкультуры в КЧР: Структура и функции
М. Батчаева, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского университета имени У.Д. Алиева
Аннотация. В условиях глобализации и реинституционализации ислама в Карачаево-Черкесии происходит формирование и функционирование молодежных мусульманских субкультур, выполняющих функцию религиозной социализации. Молодые мусульмане обособляются внутри доминирующей культуры традиционалистского ислама, признаками идентификации в их среде выступают ценностные ориентации на идеи исламского фундаментализма, внешний вид, образ и стиль жизни, гендерные отношения.
Ключевые слова: молодежные мусульманские субкультуры, реинституционализация ислама, субкультурные признаки, глобализация, гендерные отношения.
Процесс глобализации, затронувший все стороны жизнедеятельности социума – политическую, экономическую и культурную, обостряет в российском обществе проблемы противостояния традиционного и модернистского как в целом в системе культуры, так и в институте религии в частности. С одной стороны, глобализация как политический феномен способствует распространению либеральных идей, пропаганде прав и свобод человека. С другой стороны, глобализация как культурный феномен становится источником противоречий и проблем в сфере этнической, религиозной и иной социальной идентичности. Глобалистская культура может провоцировать противоречия с национальными и религиозными нормами и традициями. Так, например, модернистские установки во многом противоречат нормам кавказской традиционной культуры, но в результате «возрастания» возможностей информационного воздействия, при наличии огромных технических достижений, эти установки приводят к переоценке ценностей в традиционной культуре. Либерализация и демократизация социальной системы современного российского общества в условиях глобалистской культуры способствуют и свободе нравов, и свободе выбора системы ценностей и убеждений. Глобализация превращает культуру в одну большую пеструю мозаику, состоящую из субкультур. В современной науке существует множество определений субкультуры. Так, согласно американскому социологу М. Брейку, исследовавшему молодежные субкультуры, субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами. Понятие «субкультура» также используется для характеристики стиля и образа жизни, набора символов, культурных образцов и ценностей той или иной обособленной социальной группы, в то же время не теряющей связей с доминирующей культурой [1, с. 84].