Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 12 / 2014

1

Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник / М.М. Лебедева; М-во образования РФ. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 23.

2

Бордунова Е. Молодежь в странах Ближнего Востока: Социально-политические и экономические последствия быстрого демографического роста. ГУ–ВШЭ / Екатерина Бордунова; Фак. прикладной политологии ГУ–ВШЭ; рук. Е.М. Щербакова // Демоскоп Weekly: Интернет-сайт. 2010. 22 марта – 4 апреля. № 415–416. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0415/student03.php (Дата обращения: 22.01.2013.)

3

Попов О. Российские правозащитные организации и «западные» правозащитные фонды / Олег Попов // Сибирский центр политических исследований: Интернет-сайт. 2008. 16 марта. URL: http://sibcenter.info/geopolitics/2008/03/rossi-jskie-pravozashhitnye-organizacii-i-zapadnye-pravozashhitnye-fondy.html (Дата обращения: 29.01.2013); Панов В. «Мягкая сила» крушит Украину. Прозападные НПО и подготовка государственного переворота в стране / Валерий Панов // ЦентрАзия: Интернет-сайт. 2014. 4 февраля. URL: http://vww.centrasia.ru/newsA. php?st=l391492580 (Дата обращения: 06.02.2014.)

4

Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов / Роберт Макинтайр // Проблемы прогнозирования. – 2002. – № 2. – С. 142–150.

5

Шарп Дж. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения / Джин Шарп; Ин-т им. Альберта Эйнштейна // SlideShare: Интернет-сайт. 72 с. URL: http://www.aeinstein.org/book-store (Дата обращения: 06.02.2014.)

6

Столкновение цивилизаций? Сэмюэль Хантингтон // Центр гуманитарных технологий: Интернет-сайт. 2007. 20 января. URL: http://gtmarket.ru/expertize/ 2007/2498 (Дата обращения: 10.04.2008.)

7

Шеллинг Т. Стратегия конфликта / Томас Шеллинг; пер. с англ. Т. Даниловой под ред. Ю. Кузнецова, К. Сонина. – М.: ИРИСЭН, 2007. – С. 109–111.

8

Miall H., Rambsbotham О., Woodhouse Т. Contemporary Conflict Resolution / Hugh Miall, Oliver Rambsbotham, Tom Woodhouse. – London: Polity Press, 1999. – P. 97.

9

Preventing Deadly Conflict / Carnegie Commission on Preventing Deadly Conflict. – New York: Carnegie Corporation of New York, 1997. – P. 40.

10

Miall H., Rambsbotham O., Woodhouse T. Op. cit. – P. 97.

11

См.: Preventing Deadly Conflict. – P. 39–40, 69, 89.

12

В дни, когда готовился этот материал, общественность вновь была взбудоражена информацией о фактах применения насилия в отношении мусульман, подозреваемых в поджогах церквей в Татарстане.

13

Так, в материалах, размещенных на сайтах информационных агентств Интерфакс и Regnum [Интерфакс, 2012; Дефисов, 2012], посвященных празднованию окончания мусульманского поста (Уразы) 19 августа в казанском Парке Победы с участием тысяч верующих, нет ни одного слова про угощения, аттракционы, помощь неимущим. Праздничное мероприятие, связанное с праздником Рамадан, характеризуется как политическая акция. Всех участников праздника авторы называют фундаменталистами, экстремистами и террористами. То же касается и освещения нашумевших акций протеста, проведенных в Казани 29 июля и 5 августа, против незаконных массовых задержаний в связи с расследованием дела о покушении на муфтия Татарстана и убийстве его заместителя.

14

Наряду с этим в рамках нашего опроса мы пытались выяснить, в какой мере в определенных кругах мусульманского сообщества усматривается опасность распространения идей XT, а также возможен ли диалог или дискуссия со сторонниками взглядов рассматриваемого движения, если да – то каким образом может складываться этот диалог, или действительно разговоры и тем более дискуссии с ними вообще неуместны и бесполезны? Еще одной задачей было выявить, какими видятся причины того, что в нашем обществе находятся сторонники идей подобных течений. Также мы задавались вопросом, как опрашиваемые относятся к конкретным мерам пресечения, предпринимаемым против так называемых сторонников движения XT. Также нас интересовал вопрос о том, каким видится решение проблемы распространения идеологий, подобных идеологии XT. Но в рамках данной статьи мы ограничимся только изложением вопросов догматических и идеологических расхождений, а рассмотрение остальных вопросов оставим для других публикаций.

15

Об этом же говорил в своем выступлении и завкафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института кандидат филологических наук Давид Гзгзян на круглом столе «Филология и богословие: Возможности и границы диалога», организованного в РГПУ им. А.И. Герцена в апреле 2013 г. [Андросенко, 2013].

16

Априорно любая деятельность от имени XT является продолжением деятельности запрещенной организации, что представляет собой состав преступления. Активистам XT предъявляют обвинения по ст. 205.1 УК РФ («вовлечение в террористическую деятельность») только по факту вовлечения в XT. Чаще всего «тахрировцев» (так обычно именуют членов XT) судят именно по этим статьям, а не за какие бы то ни было иные конкретные деяния. Суды не рассматривают экстремистскую и террористическую сущность деятельности XT по существу, ссылаясь только на решение Верховного Суда, в котором, в свою очередь, также нет ни слова о какой-либо противозаконной деятельности организации на территории России, об актах терроризма, совершенных членами XT или от ее имени, так как таких фактов нет, или они неизвестны специалистам; одним из основных положений учения XT является именно отказ от насилия на современном этапе. Во время судебных процессов даже возникают абсурдные ситуации, схожие с той, когда судья в ходе уголовного процесса публично заявил: «Я понимаю, что подсудимые, возможно, не являются террористами, а лишь высказывали утопические идеи. Однако пока есть решение Верховного Суда, я должен считать их террористами» [Бороган, 2007].

17

Эти идеи изложены в одном из теоретических трудов создателя и идеолога движения XT Такиуддина ан-Набахани «Мусульманская личность».

18

В этом и заключается отличие некоторых положений вероучения XT от ханафитов, согласно которым могут отвергаться некоторые одиночные сообщения, а некоторые, согласно точке зрения ученых, считающих их достоверными (по мнению большинства), – приниматься. В связи с этим, в трудах Тахави и Насафи по вероучению встречается опора на одиночные хадисы, и ряд положений с опорой на одиночные сообщения вошел в акиду.

19

Справедливости ради следует отметить, что мысль о необязательности веры в махди встречается у авторитетных мусульманских богословов, в частности у Карадави, который обосновывает это наличием множества самозванцев, приводящим к фитне и пр.

20

Тема халифата в традиционном ханафитском богословии возникла в противостоянии с шиитами. И в тексте Насафи встречается положение о том, что у мусульман должен быть халиф.

21

В качестве примера можно привести скандальное решение Ленинского районного суда г. Оренбург от 21 марта 2012 г. по делу № 2-1626/2012 (вступившее в законную силу 26.04.2012 г.), которым 65 книг были признаны экстремистской литературой и включены в список экстремистской литературы. Указанное решение суда было вынесено на основании двух экспертиз по выявлению признаков экстремизма в религиозной литературе, написанных для другого судебного процесса в 2011 г. По признанию самого автора одной из тех экспертиз, преподавателя Московской духовной академии диакона Георгия Максимова, для него новый судебный процесс, уже 2012 г., по результатам которого 65 книг были признаны экстремистскими материалами, стал неожиданностью. По его словам, он очень удивился, увидев в списке экстремистских материалов некоторые книги, прежде всего те, которые имеют каноническое значение для ислама. Также эксперта удивило то, что в списке экстремистских материалов оказались едва ли не все найденные в квартире книги и что к этому была привлечена его экспертиза, написанная для другого процесса и отвечающая на другие вопросы. Скандальности происходящему придает тот факт, что сайт данного эксперта «Православие и ислам» был запрещен прокуратурой за разжигание ненависти между православными и мусульманами в России. Но именно к нему, к человеку, сайт которого запрещают за разжигание ненависти, обращаются за экспертизой по исламским книгам.

22

См., например: IslamNews, 2012; Ансар, 2012; Интерфакс, 2012.

23

Указанное обстоятельство подтверждается Заявлением Совета муфтиев России от 16 июня 2012 г. и Заявлением Экспертного совета при Совете муфтиев России от 21 июня 2012 г., Заявлением ДУМ Республики Дагестан и другими религиозными организациями.

24

Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2003. – С. 77.

25

Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2003. – С. 77.

26

Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность // http://znanie.podelise.ru/docs/93319/index-138O.html?page=13

27

Тишков В.А. Конфликты и федерализм. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов // Казанский федералист. – 2002. – № 2.

Страница notes