Россия и мусульманский мир № 11 / 2016 - стр. 22
На вопрос: «Представителя какой национальности вы бы хотели видеть во главе Дагестана?» – большинство (48,6%) отметило, что национальность не имеет значения (важна не национальность, а компетентность; это не играет роли и т.д.). Также были названы «русский» – 16,2%, «аварец» – 16,2, «достойный» (который помогает народу) – 10,8 и «патриот» (патриот Республики Дагестан и России, патриотичный) – 7%, «настоящий мужчина не на словах, а на деле», «подготовленный», «справедливый».
Важным для стабильности в республике считают: преодоление клановости – 43%; межнациональный мир – 29,7; внутрирелигиозный мир – 21,6; наличие комплексного решения – 13,5%. Также были отмечены: толерантность, соблюдение законов, справедливость власти, ликвидация коррупции, взаимоуважение, качественные кадры.
В республике существует разделение не только по этническому признаку, но и внутри этносов; в некоторых районах и селах сохранилось статусное сословное разделение на основе происхождения: «чистое» (высокое, благородное) – потомки ханов и уздени, «смешанное» и «рабское» – ведущие происхождение от рабов-грузин. Такое разделение сохранилось до сих пор в приватной сфере – на происхождение обращают внимание в вопросах дружбы и общения, но особенно оно учитывается при заключении брака.
На вопрос: «Считаете ли вы правильным разделение людей по происхождению?» – ответы разделились следующим образом: «Считаю, что благородное происхождение важно сохранить» – 10,8% («Происхождение тоже имеет значение»); «Это пережитки прошлого, которые надо и оставить в прошлом» – 32,4 («Этот вопрос тянет нас назад»); «Все мусульмане равны и все люди равны» – 27 («Каждый человек должен иметь равные шансы и быть образованным»; «Солнце светит всем одинаково»; «Все конфессии равны»); «Нет» – 5,4; «Не понимаю вопрос» – 9% (преимущественно представители тех районов, где подобное разделение отсутствовало).
Что этнополитическая конкуренция является наиболее сильной между аварцами и даргинцами (первые две нации по численности) считают 72,9%, между кумыками и аварцами (горцами) – 22,5%; было также отмечено участие в этнополитической конкуренции лезгин, «тех, у кого больше рычагов во власти», и лишь немногие ответили, что конкуренции по национальному признаку нет.
Ответы на этот вопрос продемонстрировали неравномерное участие различных дагестанских этносов во власти. Самым конкурирующими оказались, согласно ответам, аварцы (самые многочисленные), затем кумыки и в некоторой степени – лезгины. И это при наличии нескольких десятков этносов, которые не являются достаточно сильными, чтобы участвовать в подобной конкуренции.