Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 11 / 2013 - стр. 19

Реализация государственно-конфессиональной политики на макроуровне, обусловленная федеральными стандартами и законами, тем не менее во многом зависит от управленческой политики местных акторов: как властей, так и конфессиональных институтов. Каждый полиэтничный регион характеризуется своей конфессиональной мозаичностью, а в Астраханском регионе она обусловлена как исторической традицией формирования конфессионального поля на фоне сосуществования трех мировых религий, так и современным достаточно уникальным для России соотношением ислама и христианства.

На этом уровне можно выделить внешние факторы в виде общенациональной конфессиональной политики и внутренние, связанные со спецификой политики областной администрации. К числу внешних негативных факторов, оказывающих влияние на систему конфессиональной безопасности в Астраханской области и деятельность акторов конфессиональной политики, можно отнести:

1) несовершенство действующего российского законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения стране;

2) отсутствие четкой концепции развития государственно-конфессиональных отношений, ее правового осмысления и продуманных и апробированных механизмов ее реализации;

3) спонтанный характер взаимоотношений государства и религиозных организаций, формирующихся под влиянием сиюминутных политических интересов, когда отдельные политические деятели пытаются использовать религиозный фактор для решения своих личностных, конъюнктурных либо групповых интересов;

4) отсутствие грамотно ведущегося постоянного межконфессионального диалога между отдельными конфессиями и деноминациями вследствие канонических различий и установок. Наличие многочисленных духовных управлений мусульман и усиливающаяся конкуренция между ними, и как следствие – вовлечение в этот процесс региональных духовных управлений.

Как позитивные факторы можно рассматривать:

1) сформировавшуюся за последние два десятилетия общероссийскую мировоззренческую установку на позитивное восприятие религии как фактора стабилизации этических и мировоззренческих норм, сохранения этнической идентичности, формирования регионального самосознания. Именно «религия оказалась едва ли не самым сильным хранителем и выразителем региональных мировоззренческих различий и регионального самосознания»;

2) сложившееся за последние два десятилетия позитивное отношение к руководству области самых многочисленных и наиболее исторически укорененных конфессий: православия, ислама, буддизма;

3) сформировавшееся на протяжении нескольких веков благожелательное отношение к поликонфессиональности как таковой. «Религиозный плюрализм, основанный на религиозных различиях народов, живущих в стране, российское общественное мнение смогло принять как данность, равно как и власть, признававшую религиозные права титульных национальных меньшинств»;

Страница 19