Россия и мусульманский мир № 10 / 2013 - стр. 30
Башкиры в поисках средств мобилизации духовности. В 90-е годы прошлого века башкирская интеллигенция интуитивно понимала, что башкиры по-прежнему, как и 200 лет назад, «плохие мусульмане и что ислам вряд ли станет средством мобилизации башкирской духовности и возрождения этничности. Тем более что именно таковым ислам был и является для татарской нации, успешно интегрировавшей ислам и мусульманскую традицию в процесс суверенизации Татарстана. Поэтому неслучайны были поиски корней башкирской идентичности в более древних, доисламских пластах духовной культуры, в родоплеменных культах, древних общетюркских верованиях, в тенгрианстве. В начале 90-х годов по республике прошли племенные съезды, на которых были избранны и племенные вожди: поэт Рашит Шакур – вождь племени Мин, Аль-Фатих – вождь племени Тамьян и др. Возрождение древних родовых традиций заметно в современном башкирском изобразительном искусстве, в наибольшей степени в творчестве живописцев Ф. Иргалина, И. Тукмакаева, Р. Миннибаева, Ф. Нуриахметова и др., отличительной чертой работ которых, пишет искусствовед А. Янбухтина, является тамга – родовой знак.
Поиски внеисламской религиозной идентичности сочетались у башкир с тенденцией придания исламу статуса «народного» («башкирского») при сохранении сложившегося исламо-языческого симбиоза. В юго-восточных районах Башкортостана и в настоящее время отмечаются у башкир обряды и объекты поклонения, отражающие особенности «башкирского ислама», сочетающегося с элементами традиционных доисламских верований. Обнаруженные в Баймакском, Хайбуллинском, Зилаирском районах РБ культовые объекты – караскы, аулия кабере, «пайгамбар таш» – являются местами паломничества, где совершаются обряды жертвоприношения. В юго-восточных районах республики ежегодно у могил Гатауллы-ишана, Мужавир-Хазрата, Саида-ишана собираются тысячи мусульман Башкортостана, Оренбургской, Челябинской областей, которые совершают жертвоприношение и коллективные молитвы. На границе Хайбуллинского и Зидаирского районов находится так называемый «Пайгамбар таш» – камень «со следами ноги Пророка», также являющийся объектом массового поклонения.