Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 10 / 2013 - стр. 29

По инициативе ДУМЕР под его юрисдикцией 28.07.2007 была заложена мечеть в деревне Акбашево Аргаяшского района. В закладке принимали участие Равиль Гайнутдин – председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета Муфтиев России, Нафигулла Аширов – председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, Шамиль Аляутдинов – имам Московской мемориальной мечети, заместитель председателя ДУМЕР. Одновременно состоялось «выездное» заседание Совета муфтиев России. Регистрация трех общин, согласно п. 4 ст. 8 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» позволит ДУМЕР создать в Челябинской области «параллельный» муфтият. О намерениях вытеснить ЦДУМовское духовенство свидетельствует начавшаяся кампания по дискредитации муфтия Р. Раева и возглавляемого им Челябинского регионального духовного управления мусульман (РДУМ), которое в СМИ было названо «гарантом нераспространения Ислама». Инициатором является общественно-политическое движение «Российское исламское наследие» – РИН, а проводником этой кампании в Челябинской области – член Совета РИН, имам мечети г. Озерска (Духовное управление мусульман Европейской части России) Габдулла Шаймарданов., который предпринимал попытки по объединению «параллельных» исламских общин, не входящих в РДУМ Челябинской области (Аша, Усть-Катав, Челябинск, Озерск, Чебаркуль, Златоуст, Миасское), и в одном из информационных сообщений представлен как «председатель совета имамов Челябинской области».

Как считает И.И. Аносов, в Челябинской области заметно совпадают как интересы ДУМЕР, СМР и ОПД РИН, так и конкретных проводников этих интересов. Это совпадение интересов заметно также и в Башкортостане, и в Оренбургской области, оно свидетельствует о тенденции передела российского исламского пространства и формирования в пределах России нового мусульманского духовного центра, не имеющего ничего общего с историческим ЦДУМ и местными реалиями, – своего рода исламского холдинга.

Этнизация ислама. К привычному уже противостоянию между ЦДУМ и его оппонентами – СМР, ДУМАЧР и РИН, добавляется противостояние на этнической почве между «русскоязычными» и «татароязычными» мусульманами и мусульманами-мигрантами – выходцами из стран Центральной Азии, Ближнего Востока. Татароязычная община воспринимает мечеть как татарский национальный духовный центр, игнорируя наднациональный характер ислама. 3аметно также увеличение числа «русских» мусульман из среды молодежи. «По пятницам в моей мечети до 40% русской молодежи», – говорит имам одной из мечетей Екатеринбурга. По словам представителей НОРМ (Национальная организация русских мусульман, создана 12.06.2004), только в Петербурге каждую пятницу не менее трех русских принимают ислам. Председатель НОРМ Харун ар-Руси Сидоров призывает «татарских националистов отказаться от шовинистического отношения к другим народам Поволжья и стремиться быть для них центром притяжения, “мягкой силы”, а не источником угрозы их идентичности»

Страница 29