Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 26

Совершение хаджа – один из главных маркеров принадлежности мусульман страны к мусульманской умме и один из важнейших элементов взаимодействия Российского государства с общиной своих мусульман и странами мусульманского Востока. Возможность реализации паломничества верующих – одна из основ функционирования России как поликонфессионального государства. Совершение хаджа и умры мусульманами России в прошлом и в настоящее время – это большой пласт евразийской культуры, который необходимо сохранить. В современной России хадж признан неотъемлемым столпом ислама и важным элементом международных религиозных связей.

«Россия и Арабский мир: История и современность», Уфа, 2012 г., с. 70–72.

Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии

Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан

(по материалам социологических исследований 2008–2012 гг.)

Г. Гузельбаева, социолог

В течение нескольких последних десятилетий в мире наблюдаются возрождение религиозности и увеличение роли религии на личностном и социальном уровнях, а социологи говорят о «религиозном ренессансе», «религиозном возрождении», «деприватизации» (X. Казанова) и даже «десекуляризации» религии. Еще нет четкого однозначного толкования этих понятий, но очевидно, что изучение религиозности и ее составляющих сегодня требует нового подхода, так как существует расхождение между меняющейся социальной реальностью и устоявшейся «классической» интерпретацией религиозности.

Обозначим картину конфессионального состава Республики Татарстан (РТ) в целом. Согласно данным социологического исследования, проведенного в феврале-марте 2012 г. научно-исследовательским коллективом кафедры социологии Казанского федерального университета (объем выборки – 1590 единиц), большинство опрошенных жителей РТ (89,5%) называют себя мусульманами или православными, лишь незначительное число респондентов заявляют о своей принадлежности к другим религиям, затрудняются с ответом или не относит себя ни к какому вероисповеданию (см. табл. 1).

Итак, исследование по критерию самоопределения показало, что чуть более половины опрошенных татарстанцев исповедуют ислам. Необходимо отметить, что религиозное возрождение, характерное для всех российских народов и конфессий с конца XX в., в России более активно проявилось в отношении мусульман. Один из наиболее ярких примеров – рост исламской идентичности в РТ.


Таблица 1

Доля представителей различных конфессий в РТ по критерию самоопределения, 2012 г.

screen_image_38_119_147

Свидетельствами данного процесса, с одной стороны, являются восстановление старых и строительство новых мечетей с начала 90-х годов XX в.; рост числа людей, которые их посещают, появление мусульманских изданий, открытие мусульманских учебных заведений, создание и активность религиозных организаций и исламских инициативных групп. С другой стороны, это подтверждают данные социологических опросов последних полутора десятков лет в РТ, которые показывают, что религия для татар важнее, чем для представителей других этнических групп, которые традиционно исповедуют не ислам. Среди татар больше верующих, старающихся соблюдать религиозные обычаи и обряды, меньше колеблющихся и неверующих.

Страница 26