Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 25

Сложившаяся практика распределения квот на хадж исключает конкуренцию между туристическими фирмами, что обусловливает высокую стоимость хаджа для российских мусульман. Духовные управления из года в год выбирают одни и те же фирмы, предоставляя им квоту. В соответствии с законодательством о туристической деятельности и внутренними правилами Саудовской Аравии тур-операторы имеют право самостоятельно оформлять желающих выезжать на хадж, заключать договоры с Министерством по хаджу КСА и другими саудовскими ведомствами по всем вопросам организации хаджа, действовать самостоятельно на всех этапах подготовки и организации паломничества. Представители духовных управлений и большинство компаний высказываются против такого формата работы, аргументируя это тем, что при данном положении дел теряется ряд льгот, предусмотренных при деятельности в рамках единой хадж-миссии. Духовным управлениям, накопившим достаточный опыт в решении организационных и финансовых вопросов хаджа, в настоящее время необходимо выйти на общепринятый в мире уровень предоставления услуг при совершении паломничества.

Одним из главных условий исполнения хаджа для российского мусульманина является наличие финансовых средств. Хадж обходится от 80 до 300 тыс. руб. в зависимости от региона. Верующий обращается в Духовное управление или в туристическую фирму, которые берут на себя все организационные моменты, связанные с дорогой, проживанием, медицинской страховкой, консультированием на всех этапах совершения обрядов. Существует обывательское мнение, что из-за удобств современного мира хадж в какой-то степени теряет свой смысл и постепенно превращается в индустрию, в религиозный туризм. На постсоветском пространстве ситуация усугубляется еще одним феноменом – модой на религию. Однако практикующие мусульмане считают, что хадж отдельного человека должен быть принят Аллахом, т.е. в жизни паломника, если он правильно выполнил все обряды во время хаджа, обязательно должны произойти какие-либо положительные изменения. Одним из наилучших дел для мусульманина является «безупречный хадж», т.е. свободный от грехов и удостоенный божественного одобрения и милости.

В целом для российских мусульман характерна устойчивость традиции паломничества. В перспективе будет увеличение численности паломников в Мекку, что обусловлено развитием мусульманского социума в стране и в определенной степени зависит от социально-экономического уровня жизни населения. Рост количества паломников-хаджи имеет ряд результатов. Во-первых, российские мусульмане в большей степени, чем прежде, интегрируются в общее мусульманское сообщество. В советские годы простые верующие крайне мало были знакомы с культурой и бытом исламских стран. Во-вторых, в настоящее время прослеживается поворот части верующих в сторону ортодоксальности, особенно среди молодых мусульман. В-третьих, хаджи́ составляют элитную часть внутри сообщества верующих, могут оказывать воздействие на формирование общественного климата у себя на родине и имеют определенный потенциал влияния на развитие процесса политизации и радикализации ислама. Мусульманин, совершивший хадж, воспринимается своими единоверцами как человек, ставший более близким к Богу, познавший его волю и приобщившийся к неким тайнам бытия, пользуется высоким авторитетом.

Страница 25