Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 23
«Исламоведение», Махачкала, 2012 г., № 2, с. 4–14.
Дорога в Мекку: восстановление и развитие паломничества мусульман в постсоветской России
З. Хабибуллина, кандидат исторических наук (ИЭИ УНЦ РАН им. Р.Г. Кузеева, г. Уфа)
В конце XX в. после долгих гонений на конфессии в общем процессе возрождения ислама восстанавливается и развивается культура паломничества мусульман. В современной России государство держит курс на создание благоприятных внутренних и международных условий для организации хаджа. Для этого мобилизуется потенциал государственных, административных, материально-технических, финансовых, международных и кадровых ресурсов, негосударственных общественных и религиозных объединений во всех регионах России.
В советские годы главной причиной ограничения паломничества в Мекку и Медину было отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией, в связи с этим возникала необходимость получения визы для советских граждан через третью страну. Количество и состав паломников строго регламентировались, «хадж по-советски» был равноценен туристическим поездкам из СССР в капиталистические страны. Многие, совершившие хадж в конце 1920-х годов, были репрессированы. Отношение к организации паломничества мусульман несколько изменилось после Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг., когда 25 человек от всех четырех муфтиятов, контролирующих мусульманское сообщество Советской России – Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, Духовного управления мусульман Закавказья, Духовного управления мусульман Северного Кавказа и Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, – получили возможность выезда в хадж. Кандидатуры проходили строжайший отбор и проверку органами безопасности. Хадж совершали в основном номенклатурные деятели культуры, секретари ЦК среднеазиатских компартий и официально признанные муфтии.
Возможность свободно отправляться в хадж у российских мусульман появляется с конца 1980-х – начала 1990-х годов. Первая большая группа паломников из СССР (около 1,5 тыс. человек) после десятилетий запрета впервые прибыла в Мекку в 1990 г. Ее возглавил верховный муфтий Т. Таджуддин. По сообщению уполномоченного по делам хаджа в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ И. Умаханова, если к 2000-м годам паломники выезжали менее чем из десяти регионов России, то в 2012 г. возможность совершить хадж реализуют жители 55 регионов страны.
Количество желающих совершить хадж в России с каждым годом увеличивается в среднем на 30%. В общероссийском масштабе основная масса паломников – из Республики Дагестан (80%), на втором месте паломники из Чечни, на третьем из Ингушетии, остальное число распределяется между Москвой и Урало-Поволжьем. Высокая популярность исполнения мусульманами пятого столпа на Северном Кавказе объясняется особенностями ислама на данной территории, высокими темпами его возрождения, близостью расположения мест паломничества в Саудовской Аравии, деятельностью меценатов, среди которых наиболее известны Р. Кадыров и сенатор от Дагестана С. Керимов. Ими ежегодно приобретается около 5–6 тыс. путевок для благотворительной раздачи среди малоимущих мусульман. Северный Кавказ достиг и превзошел предреволюционный уровень развития ислама (количество и состав приходов, масштабы хаджа, религиозного образования и т.д.). Особенности ислама в Северо-Кавказском регионе выделены Д. Макаровым: устойчивость здешней исламской традиции; наличие собственных организованных и активных диаспор в мусульманских странах; обстоятельства социально-экономического, этно- и геополитического плана; более жесткая политическая культура и психология; ограниченные масштабы религиозного взаимодействия и взаимовлияния. Также на интенсивность развития ислама немаловажное влияние оказывает уровень социально-экономической развитости регионов, преимущественная сфера трудовой занятости населения, формы его расселения и социоприродной адаптации («Ислам в советском и постсоветском пространстве», Казань, 2001, с. 49–51).