Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 21
Причин радикализации религиозного сознания молодежи, проживающей в Северокавказском регионе и в конфессиональном отношении идентифицирующей себя с исламом, много, но доминантными остаются социально-экономические и политические. Общеизвестно, что этот регион России является наиболее трудоизбыточным, безработица здесь приобрела массовый характер, имущественное расслоение граждан достигло беспрецедентных размеров, коррупция, клановость, кумовство не имеют аналогов в других регионах России, а выборы и назначения на ответственные должности давно превратились в открытую куплю-продажу вожделенных мест. Именно здесь произвол чиновников и представителей правоохранительных органов достиг таких масштабов, что люди предпочитают защищать свои интересы нелегитимными средствами, нередко при помощи оружия. Эти условия остаются и по сей день благодатными для радикализации сознания исламской молодежи, которой проводники радикальных идей, прикрывающиеся исламскими лозунгами, указывают в качестве выхода из создавшейся ситуации вооруженную борьбу с властью и конституционными устоями демократического светского государства.
Конкретные шаги, которые предпринимаются властью для решения проблемы дерадикализации сознания, нам представляются не только бессистемными и непоследовательными, но и явно недостаточными. Так, к примеру, согласно программе социально-экономического развития СКФО, в регионе предполагается создание до 2025 г. 400 тыс. рабочих мест. Но даже если эти места и будут созданы, они не решат проблемы безработицы. Во-первых, этого количества рабочих мест явно недостаточно для обеспечения занятости всех нуждающихся. В одной только Республике Дагестан, где проживает менее одной трети населения СКФО, больше безработных среди трудоспособного населения, чем запланированное количество рабочих мест на территории всего округа. Даже по официальным данным из республики ежегодно в поисках заработка в другие регионы России выезжают более 200 тыс. человек. Во-вторых, через 13–15 лет в силу только естественного прироста населения нуждающихся в работе станет в 1,5–2 раза больше, чем сейчас. А нерешенность проблемы трудоустройства превратит часть этого населения в социальную базу религиозного радикализма.
Молодежи, как наиболее пассионарной части общества, характерен максимализм, она хочет всевозможных благ здесь и сейчас, а не в отдаленном будущем. К тому же молодые люди клюют на романтику, они ощущают себя робингудами, защищающими интересы обиженных и обездоленных. А вожди-вдохновители исламского радикализма методично внушают им чувство богоизбранности, обещают райские блага в вечной жизни. Чтобы хоть как-то дерадикализировать сознание исламской молодежи, до нее необходимо доносить подлинно гуманистические идеи ислама. А для этого требуется знакомить подрастающее поколение с ценностями подлинного ислама, культивировать в формирующемся сознании идеи толерантности, интернационализма, патриотизма и пр. А это задача не столько органов государственной власти, сколько институтов гражданского общества.