Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 19
Наиболее активными носителями радикальных идеологий выступают те конфессиональные группы, которые заинтересованы в консервации или восстановлении шариатской формы правления. В этом полностью и безусловно заинтересовано лишь антимодернистское исламское духовенство, которое не имеет исторических перспектив. «Это вызвано тем, что секуляризация стран распространения ислама приводит к вытеснению духовенства из общественной жизни в ходе модернизации и превращению его в исчезающий класс, за исключением модернистов, которые в той или иной степени адаптируют ислам к изменяющимся историческим условиям» (Журавлев И.В. и др. «ЦА и Кавказ», 2001, № 1, с. 169).
Всеми обозначенными нами выше причинами и вызван всплеск активности исламского радикализма, предстающего как требование «возврата к истокам» и истинной религии. Исламский радикализм сегодня играет определенную роль и в жизни российского общества. Ему подвержены разные социальные слои регионов России с преобладающим мусульманским населением. Интенсивность проявлений радикализма находится в зависимости от конкретных социальных условий бытия людей. В наибольшей мере радикализовано сознание исламской молодежи республик Северного Кавказа. Причины радикализации сознания исламской молодежи обнаруживаются в экономических, политических, социальных, этнических, конфессиональных процессах, характерных постперестроечной России. В немалой степени радикализация ислама была обусловлена разрушением устоявшихся общественных институтов, гражданских, семейных традиций в 1990-е годы прошлого столетия, образовавшимся после распада СССР идеологическим и духовно-нравственным «вакуумом». Разброд и шатания в сердца и умы верующих-мусульман внесли социальная нестабильность и бытовая неустроенность. Тому в немалой степени поспособствовали две «чеченские» войны и последующий всплеск экстремистской и террористической активности на Северном Кавказе.
Однако мы должны отметить, что радикализация сознания мусульманского населения России происходит не по классической схеме, когда обострение социально-экономических проблем вызывает к жизни идеологию, а затем эта идеология внедряется в сознание масс и в последующем находит свое внешнее проявление в радикальной практике. Логика проявления и утверждения радикального сознания в исламской среде оказалась несколько иной: в ситуации образовавшегося идеологического «вакуума» пропаганда радикальных идей в форме салафизма и ваххабизма привела к радикализации сознания части мусульман, которые воспользовались сложившейся неблагополучной социально-экономической и политической ситуацией и предприняли попытки практического воплощения радикальных идей в социальную жизнь.