Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 22

Многие умеренные салафиты заявляют, что не имеют никакого отношения к исламскому экстремизму. В итоговом документе I Исламско-арабского конгресса («Зеленый интернационал») утверждается, что главной целью этой организации является борьба за объединение всех мусульман в деле построения всемирного исламского государства, которое призвано выступать против тирании Запада. Эта цель должна быть достигнута в духе присущих шариату терпимости и демократии.

В некоторых условиях фундаментализм может стать наступательным и агрессивным. В этом случае порождением фундаментализма становится радикализм, выступающий уже в качестве определенной политической практики и идеологической доктрины.

Религиозный радикализм может иметь несколько разных оттенков, однако характеризуется прежде всего тем, что делает акцент на весьма решительной политике, связанной с резкими изменениями. При этом он имеет тенденцию периодически обостряться в кризисные периоды развития общества, во время войн и революций (например, во время Кавказской войны XIX в., современной чеченской кампании). Радикалистская идеологическая ориентация, как правило, сопровождается повышенной политизацией. В этих условиях происходит чрезмерное сближение фундаменталистской духовной основы с практикой насильственных действий, что становится особенно опасным сейчас.

Крайними формами радикализма выступают религиозный экстремизм и терроризм. Эти феномены рассматриваются обычно в качестве отрицательных явлений, поскольку практикуя неприкрытое насилие и конспирацию, действуют часто вне правового поля. Оба явления имеют мощный пропагандистский потенциал. Однако если экстремизм опирается как правило на определенную идеологию и четко обозначает своих противников, то терроризм, реализуя цель максимального устрашения общества, старается использовать любые средства, в том числе и такие, которые приводят к большим жертвам среди мирного населения. Когда не ставится задача найти конкретного противника, делая врагами всех людей, терроризм становится формой «социального сумасшествия».

Терроризм религиозных экстремистов – «это устрашение противников с помощью ничем не ограниченного насилия с целью защиты или доминирования определенной конфессии, реорганизации общественно-политической жизни на религиозной основе, создания религиозного государства».

События, происходящие в регионах распространения ислама, свидетельствуют о том, что некоторые силы активно используют фундаменталистскую фразеологию в политических целях для реализации своих, чаще всего экономических, интересов. Причем это не ограничивается только цивилизованными средствами политической борьбы, но включает и насильственные методы, в том числе и «экспорт исламской революции». В этом случае следует говорить уже не об исламском фундаментализме, представляющем собой религиозный феномен, но об исламизме, который для оправдания политики экстремизма и терроризма часто использует фундаменталистские лозунги.

Страница 22