Размер шрифта
-
+
Россия и европейский империализм - стр. 21
. Николай Велимирович стремится дать христианскую основу праву малых народов на самоопределение. Он видит ее видит в Божественном замысле о каждом народе, многообразии созданного Богом мира и равенстве пред Богом всех народов в праве на существование и нравственное, религиозное, культурное и социальное развитие. Право малых наций на самоопределение по его мысли ведет не к узкому национализму и превозношению пред всеми прочими народами, а к всечеловечности: «Успех сербов[37] религиозного характера, и именно из-за этого он успех общий, общечеловеческий, всечеловеческий. Это – победа христианской идеи над антихристианством и язычеством. Антихристианская идея – это сверхчеловек, а христианская идея – Всечеловек. Языческая идея выражается словами «право силы», а христианская – сила в правде». Языческая идея провозглашает, что земля принадлежит лишь сильным, а христианская – земля принадлежит всем творениям Божиим. Малые народы имеют такое же право существования на земле, какое имеют великие народы, наподобие того, как травинка имеет право расти под солнцем рядом с огромным дубом. Малые народы составляют с народами великими драгоценную, удивительно прекрасную мозаику. Каждый народ имеет свои размеры, свои пространства, свою силу и нравственность. История человечества не могла быть ни драмой, ни картиной. Если бы один народ подчинил бы себе все другие народы и навязал им свои собственные черты. Мир бы окрасился в один цвет, воцарились бы монотонная скука, отчаяние и смерть»[38]. Таким образом, война сербского народа против австро-венгерского и немецкого империализма по мысли св. Николая – это борьба за сохранение Божьего мира в его красоте, многообразии и жизненности против тоталитарности, зла и однообразия, «монотонной скуки, отчаяния и смерти», это – битва «за Крест честной и свободу златую». Более того, Первая Мировая война виделась Николаю Велимировичу как последняя битва добра и зла, между Христом и антихристом, который персонифицировался в виде трех могущественных антихристианских империй – Германии, Австро-Венгрии и Турции: «Три могущественных императора из Берлина, Вены и Стамбула с послушным слугой из Болгарии – это антихристианский лагерь, а остальной мир – христианский. Именно сербская правда и борьба Сербии за Божескую правду поделили мир на два лагеря. Это – последнее столкновение христианства и язычества, решающая битва между Христом и антихристом»[39]. Антихристово начало в империях Четверного союза св. Николай видел не только в жестокости и грабительстве, но в их лицемерии, подмены традиционных христианских ценностей и их использовании в качестве камуфляжа своих захватнических устремлений
Страница 21