Размер шрифта
-
+

Россия и европейский империализм

1

Повесть временных лет. 980 г. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1.

2

Повесть Временных лет. Библиотека литературы Древней Руси. С. 120.

3

Вальденберг В. М. История византийской политической литературы. СПб., 2008. С. 210–211.

4

См.: Фроянов И. Я. Начала русской истории. СПб., 2006.

5

Библиография о преп. Сергии Радонежском весьма велика. Из последних работ с библиографией см. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. – М., 2006. Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. – М.: 1990. – 304 с.

6

Ермаков А. Сергий Радонежский, преподобный всея Руси. http://www. pravoslavie.ru/put/print1442.htm.

7

Об обстановке на Руси в эпоху детства преп. Сергия Радонежского см. в частности Борисов Н. С. Иван Калита. – М.: Изд-во «Молодая гвардия». – Серия «Жизнь замечательных людей». – М., 2005.

8

Там же. С. 351.

9

Там же. С. 362.

10

Достаточно упомянуть «нудизм» Франциска, чтобы понять разницу между ним и преп. Сергием, его духовное нездоровье и полноту духовного здравия преп. Сергия. Параллель между ними проводил еще Борис Зайцев. См. Зайцев Б. Преп. Сергий Радонежский // Жизнь и житие преп. Сергия Радонежского. М., 1992. С. 180–240.

11

Некоторые исследователи сомневаются в факте посещения князем Димитрием преп. Сергия, указывая на то, что путь на Юг, к Дону, пролегал в стороне от обители преп. Сергия, находившейся на северо-востоке от Москвы. Но этот довод можно опровергнуть тем, что решение о выступлении против Мамая принималось заранее и князь Димитрий имел время для того, чтобы съездить к преп. Сергию. Некоторые исследователи связывают благословение преп. Сергия с Вожской битвой 1378 года. См. в частности Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114–115.

12

Житие. С. 400.

13

Случевский К. К. Государственное значение Святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры. М.: Унив. тип., 1892.

14

См. в частности Прохоров Г. М. Византия и Русь в эпоху Куликовской битвы. Спб. 2000. О балканском исихазме см. Амфилохий (Радович), митр. Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века // Основы православного воспитания. Пермь, 2000. Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

15

Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.

16

Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства // Житие и жизнь преп. Сергия. М., 1992. С. 273.

17

Тропарь об усопших на панихиде. Глас 8.

18

Вспомним знаменитое стихотворение Блока «Новая Америка»:

Черный уголь – подземный мессия,
Черный уголь – здесь царь и жених.
Но не страшен, невеста Россия,
Голос каменных песней твоих.
Уголь стонет и соль забелелась,
И железная воет руда,
То над степью глухой загорелась
Мне Америки новой звезда.

19

О возможности духовной оккультной революции в России начала ХХ в. см. в частности: Константин (Горянов), еп. Опыт встречи. К столетию Религиозно-философских собраний // ЖМП. 2003. № 1. С. 64–71; Константин (Горянов), архиеп. Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции: доклад архиепископа Тихвинского Константина, ректора СПбДАиС, на XIII Рождественских Чтениях. Цит. по материалам сайта Русской линии: http:// www.rusk.ru/st.php?idar=321432

20

Ахматова А. А. Поэма без героя (1962). Цит. по материалам сайта: http:// www.akhmatova.org/poems/poema4.htm.

21

Цит. по материалам сайта газеты «Дуэль»: http://www.duel.ru/ 200314/?14_4_4.

22

Скрынников Р. Г. Царство террора. М., 1997.

23

Такой точки зрения придерживается, в частности, Вадим Кожинов. См.: Кожинов В. В. Россия. век ХХ. М., 2003.

24

Характерен эпизод осени 1941 г.: когда штаб Западного Фронта попросил разрешения переехать в Арзамас из Подмосковья, Сталин сказал: «Пусть берут лопаты и копают себе на месте могилы». Сам он остался в Москве и никуда не уехал.

25

Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 3.

26

Цит. по материалам сайта газеты «Дуэль»: http://www.duel.ru/ 200314/?14_4_4.

27

О ней ярче всего: Солженицын А. И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.

28

Об этом свидетельствует, в частности, прот. Дмитрий Смирнов в своих проповедях. Его свидетельства мне довелось проверить беседами с людьми старшего поколения.

29

См. в частности: Кожинов В. В. Россия. Век двадцатый. Т. 2. М., 2003.

30

Пушкин А. С. Клеветникам России (1831). Цит. по материалам сайта http:// pushkin.niv.ru/pushkin/text/stihi/stihotvoreniya-1831.htm.

31

Мультатули П. В. Великая Германская… Цит. по материалам сайта Русской линии: http://www.rusk.ru/st.php?idar=156234.

32

Из последних работ см. Белов М. В. У истоков сербской национальной идеологии. М. 2007.

33

Из последних обобщающих работ см. Свети Владика Охридский и Жичский Николае, Жича-Кралево, 2003. На русском языке достойна внимания диссертация иеродиакона Варнавы (Дамяновича) Жизнь и творения Святителя Николая Епископа Охридского и Жичского. СПБ 2007 (защищена в СПбПДА).

34

См. о ней Вуковић С., Мисија јеромонаха др Николаја Велимировића у Америци 1915. // Календар Црква. Београд, 1990.

35

В 1918 г. этот тезис станет одним из главных в «Четырнадцати пунктах» Декларации президента Америки Вудро Вильсона.

36

Святитель Николай Велимирович. Душа Сербии. М., 2006. С. 503.

37

Имеется в виду Колубарская битва и освобождение Белграда и севера Сербии в декабре 1914 г.

38

Там же. С. 507–508.

39

Там же. С. 509.

40

См об этом в частности Живојиновић Д., Лукић Д. Варварство у име Христово. Београд, 1988.

41

Николай Велимирович. Душа Сербии. С. 513. В своих обращениях к английской общественности иеромонах Николай Велимирович приводит многочисленные факты немецких и австро-венгерских жестокостей и грабежей: казни мирных жителей, тотальная насильственная мобилизация почти всех сербских мужчин, лишение жителей рабочего скота, семян и средств к пропитанию, разорение и разграбление церквей, депортация священнослужителей.

42

Душа Сербии. С. 514–515.

43

Там же. С. 571.

44

Там же. С. 581–583.

45

Владика Никола ј. Рат и Библи ј а. Сабрана дела. К њ. V. Диселдорф, 1977. С. 181–183.

46

Там же С. 186–187.

47

Там же. С. 188–189.

48

Николай Велимирович. Из окна темницы. Минск, 2005. С. 3.

49

Там же. С. 121.

50

Там же. С. 123.

51

Там же. С. 208–210.

52

Там же. С. 254.

53

См. в частности Хаусхоффер К. О геополитике. Работы разных лет. М.,2001. Примечательно, что Хаусхоффер в конечном счете попал в Дахау и сидел там почти одновременно со св. Николаем Велимировичем.

54

Николай Велимирович. Из окна темницы. С. 361.

55

Адольф Гитлер. Майн Кампф. http://www.xxii-vek.info/best/MainKamf.htm.

56

Там же.

57

См. в частности – Иван Прийма. Голоса Сербии. СПб. 1992. С. 31.

58

См. в частности Аллан Буллок, Гитлер и Сталин. Т. 2. Смоленск, 1994. С. 401–402.

59

См. в частности Солженицын А. И. Архипелаг Гулаг. Ч. 3. М, 1995.

60

Из последних работ см. в частности. Сквозь две войны, сквозь два архипелага. М., 2007.

61

Об этом см. Пленков О. Ю. Социализм Гитлера. СПб 2006.

62

Николай Велимирович. Из окна темницы. С. 254–255.

63

Там же. 259.

64

Там же. С. 90.

65

Там же. С. 385.

66

Там же. С. 380.

67

Там же. С. 114.

68

Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 242.

69

Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира. СПб., 2004. С. 120.

70

Вот как описывает взятие Константинополя неизвестный автор «Сказания о взятии Царьграда»: «Святую Софию… и иные церкви въ градѣ и вънѣ града, и манастыри въ градѣ и вънѣ града пограбиша все, имъже не можемъ числа, ни красоты ихъ сказати. Черньче же и чернице и попы облупиша и нѣколико ихъ избиша, грьки же и варягы изгнаша изъ града, иже бяхуть остали». – Повесть о взятии Царьграда крестоносцами // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5.

71

Генрих Латыш. Хроника Ливонии // Славянские хроники. СПб., 1996. С. 32.

72

Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. М., 2009. С. 333.

73

Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира. С. 138.

74

Из последних работ, сопровожденных полной библиографией, см.: Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Александр Невский. Эпоха и память. СПб., 2009.

75

Об это методе см.: Пиккио Р. О библейских тематических ключах // Slavia Orthodoxa. М., 2005. C. 431–465.

76

Здесь и далее «Житие Александра Невского» цит. по: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5.

77

Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Александр Невский. Эпоха и память. С. 71.

78

Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира. С. 145.

79

Серегина Н. С. Песнопения древнерусским святым. СПб., 1994. С. 52.

Страница notes