Размер шрифта
-
+

Россия. Автобиография - стр. 10


Олег и Игорь – эти имена воспринимаются сегодня как исконно русские, но на самом деле они ведут свое происхождение от скандинавских мужских имен Хельги и Ингвар, как и имя Ольга (от женского варианта имени Хельги – Хельга). Здесь, по крайней мере, скандинавское влияние оспаривать бессмысленно.

Промежуточное положение Руси на торговом пути «из варяг в греки» в немалой степени способствовало развитию этой территории. В скандинавских хрониках, заметим, Русь называлась Гардарикой – «Государством поселений». Кроме того, Русь находилась и на торговых путях «из варяг в булгары» и «из варяг в персы», то есть из Европы к хазарам и в арабский мир. В той же Ладоге найдено немало кладов с арабскими дирхемами, древнейший из которых датируется 786 годом. По этим торговым путям вместе с купцами двигались и первые «профессиональные путешественники», предшественники Афанасия Никитина, желавшие воочию познать красоту мира.

Славяне глазами мусульманина

Абу-Али Ахмед ибн-Омар ибн-Даст

Среди мусульманских авторов, описывавших славянские земли, наиболее известны аль-Масуди и Ибн-Фадлан. Первый, прозванный «арабским Геродотом», писал о Руси, вероятно, с чужих слов, зато второй совершенно точно побывал в Восточной Европе – в составе арабского посольства, направленного через Бухару и Хорезм в Волжскую Булгарию, где и повстречал русов. Ибн-Даст также видел русов собственными глазами; что любопытно, в своем сочинении он четко отделяет русов от славян, о чем свидетельствует, в частности, само название его книги – «Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах».


Между страной Баджнаков и страной Славян расстояние 10 дней. В самом начале границы страны Славян находится город по имени Куяб (Киев. – Ред.). Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна Славян – страна ровная и лесистая, в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец.

Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сожжении покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год после смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она (особенно) любила его, то приносит она к трупу его два столба и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает.

Страница 10