Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 19
Катастрофа во многом сократила численность еврейского населения Гомельской области и существенно изменила его социальный и культурный облик. Евреи, устойчиво занимавшие в области второе после белорусов место, навсегда уступили его русским. В 1959 г. из общего количества населения области 1361841 чел. евреи насчитывали теперь только 45007 чел. – 3,3% (для сравнения: белорусы – 86,7%, русские – 6,6%, украинцы – 0,9%, поляки – 0,5%).
Изменились места компактного проживания евреев, усилились процессы миграции, ослаб интерес к языку идиш, возросло количество межнациональных браков. В 1959 г. лишь каждый четвертый (25,6%) еврей Гомельской области признавал язык идиш своим родным языком, тогда как русский язык – 71,99% евреев, а белорусский – 2,29%]. С другой стороны, последствия Катастрофы обострили национальное самосознание и побудили многих к самоидентификации. Все это отразилось на общей национальной политике властей в Беларуси. Не только евреи, но и другие меньшинства утратили свои права. Атрибуты национальной жизни были оставлены только белорусам как коренной нации, хотя по своей сути они оказались формальными».
После завершения советско-германской войны рогачевская община продолжала действовать. В ней насчитывалось двести (по другим сведениям триста) представителей еврейства.
Здание синагоги отняли. В нем разместили военных. У верующих было здание на еврейском кладбище. В 1946-м году им удалось получить от городского совета разрешение на проведение в этом здании молитвенных собраний. Однако в 1948-м году (одиннадцатого августа) здание было передано отделу коммунального хозяйства городского райисполкома. Евреи лишились возможности молиться сообща. Власти объяснили, что у общины забрали здание из-за отсутствия у нее регистрации. В то же время в 1948-м году (в его начале) общиной подавалось ходатайство о регистрации, однако последовал отказ – по причине отсутствия у общины собственного служителя культа.
Год 1948-й (седьмое сентября, время перед религиозными праздниками). Это было время безрезультатных просьб верующих о разрешении проведения ими богослужения на территории частной квартиры.
Год 1949-й. В данном году происходило следующее [14]:
«с приближением осенних праздников евреи Рогачева… обратились в райисполком с просьбой разрешить им осуществить молитву в частном доме. Поскольку такого разрешения получить не удалось, 4 сентября 1949 г. члены общины направили уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БССР жалобу на действия местных властей. Тем не менее уполномоченный поддержал позицию райисполкома, заявив, что богослужения могут проводиться только в зарегистрированных молитвенных домах».