Римское право - стр. 38
Впоследствии правовой статус чужестранцев и римских граждан сблизился. В 212 г. н. э. императором Каракаллой был принят закон, по которому все свободное население получило римское гражданство.
Правовое положение римских граждан
Рассматривать данный вопрос необходимо с римского гражданства.
Для признания за лицом состояния римского гражданства необходим был ряд требований, а именно:
– принадлежность к римской общине;
– личная и безусловная свобода;
– особый семейный статус;
– соответствие возрастным ограничениям.
Римское право исключало двойное гражданство. По Цицерону, этого не допускало «Величие римского народа».
Римское гражданство приобреталось:
1. Рождением
Ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как и ребенок, рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Если же ребенок был рожден не римлянкой вне брака, хотя бы его отцом был римский гражданин, он не признавался римским гражданином. В I в. н. э. было установлено правило, согласно которому и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретал прав гражданства, если отцом его был не римский гражданин.
Ребенок, рожденный от брака его родителей, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения, становился римским гражданином.
Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоявшей в браке, признавался римским гражданином, независимо от ее состояния до этого момента, то есть до момента рождения ребенка.
2. Усыновлением
Такое усыновление должно было быть совершено полноправным римским гражданином с соблюдением процедуры, установленной правом.
Освобождением римским гражданином своего раба и предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинцией особыми актами государства. Например, за личные заслуги перед римским народом. Рассмотрев приобретение римского гражданства, необходимо знать и основания, по которым происходила его утрата.
Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы. Основанием к утрате свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Но если же захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.
В древнейшие времена гражданин мог быть продан в рабство за границу. Так, например, магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира, обокраденный мог продать вора, кредитор – несостоятельного должника. Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с наказаниями за совершение тяжких преступлений.