Римское право - стр. 35
Обладавшие пекулием рабы нередко достигали значительной имущественной состоятельности, сами имели рабов. Изменение этой частью рабов отношения к средствам производства меняло и их правовое положение. Они выкупались на свободу.
Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению правового положения наиболее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из имущества пекулия.
Рассмотрим теперь вопрос о порядке освобождения рабов из рабства.
До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина.
В древнейший период существовало три способа такого освобождения:
1. путем составления завещания. В завещании господин мог указать:
– что раб становится свободным с момента вступления завещания в действие, то есть с момента смерти господина;
– что раб становится свободным в момент наступления определенного условия (например, если раб внесет определенную сумму наследнику).
Завещатель мог также возложить на наследника обязанность освободить рабов. Раб в этом случае становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина.
2. Путем внесения в списки граждан с ведома господина. 3. Путем совершения мнимого процесса о свободе.
Что собой представлял этот процесс? Господин, раб и третье лицо по соглашениюс господином являлись к магистрату, где третье лицо, разыгрывая роль истца, предъявляло виндикационный иск. При окончании разбирательства магистрат объявлял раба свободным. Впоследствии эта сложная процедура была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.
Во второй половине республики появились новые неформальные способы освобождения из рабства, а именно:
а) путем составления заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей;
б) путем составления господином отпускного письма (отпущенный таким образом раб не становился свободным).
Начиная со времени принципата, рабы могли быть освобождены и в силу закона. Так освобождался из рабства раб, открывший убийцу господина; больной раб; раб, брошенный господином.
В IV в. н. э. возникает церковная форма освобождения рабов, которая заключалась в том, что господин делал соответствующее заявление об освобождении в церкви.
Исходя из вышеизложенного, следует, что через всю историю римского права проходит процесс возрастания способов освобождения рабов из рабства.
При Диоклетиане было признано, что «даже неправильно данная свобода не может быть отобрана». Предполагается, что это было сделано во избежание эксцессов.
Римское государство пыталось ограждать институт рабовладения и не допускать освобождения рабов в широких размерах. В связи с этим в начале I в. н. э. было издано два закона, которые ограничили условия для освобождения рабов.